Разработка педагогического проекта
В структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работниковобразовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
В общем смысле проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов,установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).
В структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работниковобразовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
В общем смысле проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов,установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).
Это также является целью и результатом проектной деятельности.
Термин «педагогический проект» можно определить как:
Термин «педагогический проект» можно определить как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях коючевыми являются:
- фактор времени
- целенаправленность
- нормированность изменений
- специфика организации деятельности
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
• Обоснование необходимости проекта
• Цели и задачи проекта
• Участники проекта
• Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
• Рабочий план реализации проекта
• Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
• Оценка эффективности реализации проекта
• Оценка рисков
• Дальнейшее развитие проекта
Рассмотрим каждый структурный элемент педагогического проекта.
1. Обоснование необходимости проекта
• Обоснование необходимости проекта
• Цели и задачи проекта
• Участники проекта
• Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
• Рабочий план реализации проекта
• Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
• Оценка эффективности реализации проекта
• Оценка рисков
• Дальнейшее развитие проекта
Рассмотрим каждый структурный элемент педагогического проекта.
1. Обоснование необходимости проекта
- Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующейпедагогической ситуации или состояния педагогической системы.
- В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
- Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своегопроекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д..
Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. - Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. - Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
• почему возникла необходимость в выполнении проекта?
• почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
2. Цели и задачи проекта
• почему возникла необходимость в выполнении проекта?
• почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
2. Цели и задачи проекта
- Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
- При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующейпедагогической ситуации в соответствии с целью.
- Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.
- Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
3. Участники проекта
- В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.
- Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которымипедагог будет работать в рамках проекта.
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
- Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.
- При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
- По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.
- Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).
- Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.
- Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).
- При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.
5. Рабочий план реализации проекта
- Рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы)).
- Предполагаемаядата проведения мероприятия
- Место проведения мероприятия
- Наименование мероприятия
- Ответственный за выполнение
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
- Краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании проекта.
- Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. - Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:
• вид, количество и объем печатной продукции;
• количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
• кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
• разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
• апробирование новых методик и пр..
7. Оценка эффективности реализации проекта
• количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
• кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
• разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
• апробирование новых методик и пр..
7. Оценка эффективности реализации проекта
- Описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики
- При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.
- При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
Методы оценки успешности/эффективности. - Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.
- Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.
- Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.
8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
- Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.
- Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.
- Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.
- На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
9. Дальнейшее развитие проекта
- По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
- Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.
- В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:
• значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
• ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
• корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
• адекватность показателей оценки эффективности проекта;
• соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
• значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
4. В приложениях к проекту можно представить:
• учебно-тематические планы;
• структуру раздаточных материалов;
• тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;
• структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
• примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
• тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;
• тематику, объем консультаций.
Примерные требования к оформлению проектной разработки
• ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
• корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
• адекватность показателей оценки эффективности проекта;
• соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
• значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
4. В приложениях к проекту можно представить:
• учебно-тематические планы;
• структуру раздаточных материалов;
• тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;
• структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
• примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
• тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;
• тематику, объем консультаций.
Примерные требования к оформлению проектной разработки
- Общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
- Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.
- Формат страницы: А-4 (210*297мм). Формат шрифта: размер -14; Times New Romans; межстрочный интервал — одинарный, красная строка. Поля: слева, справа, сверху, снизу — 20 мм.
- Представленные требования являются примерными (рекомендуемыми) и могут варьироваться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий