29 января 2014 г.

Мастер-класс на тему «Модальность как способ восприятия предмета»

Вступление

- Здравствуйте коллеги!
Прежде чем начать наш разговор, я прошу Вас посмотреть в окно. Определите в трех словах то, что бы Вы почувствовали, оказавшись сейчас на улице?  Запишите на планшетах, к ним мы еще вернемся. А теперь о предмете нашего разговора.
Этап подготовки к восприятию

Термин «модальность», а именно об этом мы и будем сегодня говорить, используется различными науками: философией, логикой, языкознанием, литературоведением. Он происходит от латинского «modus» – мера, способ.

Понятие  модальности впервые появилось в «Метафизике»  Аристотеля (он выделил три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность), откуда перешло в классические философские системы. Современные философы, в частности, Михаил Эпштейн в «Философии возможного»  обобщает  подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Он относит понятие модальностей к основополагающим и выстраивает свою теорию возможного, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое.
Интересный подход к проблеме модальности предложил С. Рагуленко, представив миф (в философском понимании этого слова) как некую систему ценностей, как идеологию, которой свойствен определённый подход к объяснению реальности. Таким образом, термин «модальность»– это некий угол зрения, который определяет взгляд человека на окружающий его мир.
По-другому, модальность – это способ восприятия окружающего мира.
 Разделяют три основных способа восприятия действительности:  визуальный, аудиальный, кинестетический.
Для того, чтобы понять других - надо изучить себя. - Как узнать, в какой работает каждый из нас? Как распознать модальность ученика? Что сделать, чтобы всё это совместить? Ответим на эти вопросы.
Этап мотивации действия
На листах нарисуйте горизонтальную восьмерку. Проведите горизонтальную и вертикальную оси через центр нарисованной восьмерки перпендикулярно друг другу. Если левая окружность по размеру больше, то ведущее полушарие – правое. И наоборот. Проанализируйте форму восьмерки.
- Разберемся же в том, что воспринимает наш мозг и каким способом он это делает.
Визуальное восприятие отображает предметы в преимущественно зрительных образах( яркий – тусклый, большой – маленький, худой – толстый, красный – синий и др.)
Аудиальное – в слуховых образах ( громкий – тихий, звонкий – глухой, бушующий – замерший, кричащий – молчащий и т.д.)
Кинестетическое восприятие представляет предметы «на ощупь», чувственными сенсорами(колючий - мягкий, ветрено – тихо, робко – смело, тепло – холодно, сухо – сыро и др.)
Часто модальности соприкасаются, так, например, характеризуя ветер, можно сказать – сильный (холодный), имея в виду ощущения, а можно – сильный ( грохочущий, бушующий), предполагая звуковую характеристику.
Имитационная игра.
-У каждого из вас на столах листы бумаги и ручки. Сейчас я буду читать ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить:
Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
- Запишите слова, которые вы запомнили.
Теперь посмотрите второй ряд слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, хомут, бревно, свеча, тачка, журнал, машина.
- Запишите слова по памяти.
- Третий ряд слов прослушайте, повторяя шепотом каждое слово и "записывая" его в воздухе: пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, воротник.
- Запишите третий ряд слов.
- Подсчитайте слова в каждой группе.
- Определите группу с наибольшим количеством слов.
- Если это первая группа - вы аудиал, ведущий канал восприятия - слуховой.
- Если это вторая группа - вы визуал - ведущий канал восприятия- зрительный.
- Если это третья группа - вы кинестетик - ведущий канал восприятия- двигательный (моторный).
Вернемся к словам, которые вы записали вначале. Учитывая, « образную» систему координат можно определить модальность собеседника или ученика.
Так визуалы чаще употребляют слова:
Смотреть; глядеть; картина; фокус; воображение; прозрение; сцена; слепой; визуализировать; перспектива; блестеть; блестящий; с блеском; светящийся; очертить; отражать; прояснять.
Аудиалы употребляют слова:
Говорить; рассказывать; акцентировать; аккорд; рассказ; петь; рифма; громкий; тон; резонировать; звук; монотонный; глухой; звонок; высказывать; спрашивать; оговаривать; ударение; гулко; внятный.
Кинестетики :
Хватать; вручать; коснуться; контактировать; чувствовать; почувствовать; толкать; ухватиться; удержать; уловить; тереть; жесткий; теплый; холодный; жаркий; горячий; шершавый; толстокожий.
Оцените ваши слова и запишите на листе самоанализа.
Также для диагностики можно использовать направление взгляда.
Необходимо присмотреться к направлению движения глаз ученика при ответе на поставленный вопрос.
Необходимо Вашему собеседнику задать ничего не значащий вопрос, чтобы заставить его на миг задуматься. Например, щеткой какого цвета он чистил утром зубы? или что ел на завтрак? Или где был вчера в половине восьмого?  Он направит свой взгляд в одну из зон. Ваша задача заметить эту зону.
- Попытаемся на основе полученной информации определить модальность рядом сидящих. (5 минут). Занесите в листок самоанализа.
Вывод.
- Друзья! Научившись определять модальность и попытавшись работать в иной для себя самих системе образов можно лучше понять собеседника, в нашем случае ученика и родителя, и «достучаться» до него, сформировать мотивацию и деятельностный подход к формированию здорового стиля жизни школьника, тому, чему и посвящен наш сегодняшний мастер-класс.

Спасибо всем за плодотворную работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий