29 января 2014 г.

Методический семинар Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе

1 слайд. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе
Добрый день, уважаемые коллеги и гости семинара. Сегодня я познакомлю вас со своим опытом работы по учету психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе.
 2 слайд. Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Глаза, рот, нос, уши и кожа – наша единственная точка соприкосновения с окружающей действительностью. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь малую часть этого разнообразия. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями и предположениями. Каждый из нас живет в своей уникальной реальности, построенной на основе индивидуального опыта, и мы действуем, соответственно, опираясь на эту реальность, на нашу модель мира. Однако сам мир всегда богаче и шире, чем те субъективные идеи, которые мы имеем относительно него.

Думаю, многие из вас обращали внимание на то, как люди приходят к поразительно разным выводам, исходя из одних и тех же данных. Это можно заметить во время рабочих совещаний, в обычном общении, даже в том, как реагируют на одни и те же новости ваши домашние.
3 слайд Яркий пример: художник, лесоруб и ботаник, прогуливаясь по лесу, получат весьма отличающиеся друг от друга переживания и заметят самые разные вещи.
Я тоже об этом задумалась и мне стало интересно - Почему?
Известно, что информация, воспринимаемая людьми, поступает к ним в виде образов, звуков и ощущений (обоняние, осязание, вкус). Называются эти каналы восприятия – сенсорные системы или модальности восприятия. По признаку предпочитаемой модальности правополушарных людей можно разделить на визуалов (зрительное восприятие) и кинестетиков (вкусовое, обонятельное, осязательное, мышечное восприятие), а левополушарных – на аудиалов (слуховое восприятие).
Благодаря тесту я узнала, что отношусь к правополушарным визуалам. А вам интересно, кто вы?
4 слайд Посмотрите на слайд. В какую сторону вращается девушка? 
Если девушка вращается по часовой стрелке, значит, у Вас доминирует правое полушарие головного мозга.
Если девушка вращается против часовой стрелки, значит, у Вас доминирует левое полушарие головного мозга.
Кратко отмечу, что левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие — за их образность, целостность и эмоциональность.
Мне стало интересно, а к какому типу модальности относятся мои ученики?
Самый простой способ узнать модальность ребенка, это наблюдение.
5 слайд Наблюдать можно за словами.
Выбор слов будет демонстрировать, какой ведущей модальностью мы пользуемся.
Так визуалы чаще употребляют слова:
Смотреть; глядеть; картина; фокус; воображение; прозрение; сцена; слепой; визуализировать; перспектива; блестеть; блестящий; с блеском; светящийся; очертить; отражать; прояснять; рассматривать; глаз; фокусировать; прозреть; предвидеть; иллюзия; иллюстрировать; замечать; вид; взгляд; вспыхнуть; показывать; казаться; появиться; видеть; видимо; обзор; обозрение; обозревать; ослеплять; зрение; зрелище; мерцать; наблюдать; яркий; ясно; ясный; неясный; туманный; графический; темный; все слова, обозначающие цвет.
Аудиалы употребляют слова:
Говорить; рассказывать; акцентировать; аккорд; рассказ; петь; рифма; громкий; тон; резонировать; звук; монотонный; глухой; звонок; высказывать; спрашивать; оговаривать; ударение; гулко; внятный; журчание; мелодичный; слышать; крик; дискуссия; заявлять; прислушаться; звенеть; замолчать; неразговорчивый; вокальный; звучать; голос; говорит; тишина; диссонанс; звучный; созвучный; неслыханный; гармоничный; пронзительный; грохотать; тихий; немой; скрипящий; призывать; настраивать; свистеть; безмолвие; перекликаться; созвучный.
Кинестетики :
Хватать; вручать; коснуться; контактировать; чувствовать; почувствовать; толкать; ухватиться; удержать; уловить; тереть; жесткий; теплый; холодный; жаркий; горячий; шершавый; толстокожий; взяться; сдавить; сжать; напрячься; опираться; осязаемый; ощущать; ощутимый; выскользнуть; напряжение; твердый; мягкий; нежный; ласкать; зажимать; подбивать; держать; задевать; сносить; легкий; тяжелый; гладкий; влажный; сильно; слабо; окунуться.
А можно наблюдать за глазами.
Если обратить внимание, в каком направлении смотрит собеседник, задумываясь  над вашим вопросом или что-то вспоминая, то вы заметите, что движения его глаз тесно связаны с мыслительными процессами.
Движения глаз происходят очень быстро, и следует быть достаточно наблюдательным, чтобы увидеть их.
 Существуют определенные схемы движения глаз, которые могут помочь нам распознать сигналы которые подает наш собеседник. Вот одна из таких схем.
Слайд 6. В процессе общения с собеседником необходимо расспросить его о чем-то хорошо ему известном, попытаться его расслабить и по возможности ослабить его бдительность. Отметить предикаты в его рассказе (например: я вижу, я слышу, я чувствую), которые позволяют выделить, а затем и изучить одну из сфер сенсорного опыта собеседника (ауд., виз., кинест.). Последовательность работы данных сфер у каждого человека строго индивидуальна. В ходе общения с собеседником, чтобы понять принципы его внутреннего мышления, можно задать ему ряд вопросов. Например: «Какого цвета входная дверь у твоих соседей?», а затем по направлению движения глаз определить ведущую модальность.
Также можно наблюдать за языком тела.
Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и это можно увидеть, если знать, куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания, цвете кожи и позе.
(Раздаточный материал.) Человек, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова высоко поднята, а лицо бледнее обычного.
Те люди, которые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный, резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то.
Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием “телефонная поза”, потому что она выглядит так, как будто человек говорит по невидимому телефону. Некоторые люди повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию, и можно увидеть, как шевелятся их губы.
Кинестетический доступ характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимися мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами. “Мыслитель” - скульптура Родена - несомненно, думает кинестетически.
Движения и жесты также расскажут о том, как человек думает. Многие люди будут указывать на тот орган чувств, который они используют внутренним образом: они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутри себя, покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильные ощущения. Эти знаки говорят не о том, о чем думает человек, а о том, как он это делает. Это язык телодвижений в более рафинированной и утонченной форме, чем обычно принято его интерпретировать.
7 слайд. В результате своих наблюдений, а также тестирования психологами учащихся моего класса, у меня получились такие диаграммы.
Я стала думать, как же использовать полученные знания. Как рассадить детей, чтобы это было эффективным? Я стала экспериментировать. Сначала я рассадила их так: на 1 ряду аудиалы, на 2 визуалы и на 3 кинестетики. После 3 дней работы я поняла, что ничего хорошего из этого не выйдет. Справа от меня постоянно говорили, слева ерзали и только с середины на меня молча смотрели. Я воспользовалась схемой посадки Сиротюк Аллы Леонидовны.
8 слайд Исходя из того, что для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства, в  классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Визуалов следует посадить на первые парты, а кинестетиков – на последние. Для активизации познавательной деятельности кинестетикам необходимы движения, поэтому им можно разрешить разминать руками пластилин, перебирать четки или шарики, массажировать пальцы, вставать и т.д. На последних партах они меньше будут мешать остальным школьникам.
Для левополушарных учащихся рабочей полусферой пространства является правая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место за партой левополушарных школьников находится на первом ряду.
Такая рассадка детей помогла, но для меня этого было мало. Мне хотелось не только, чтобы ученики восприняли материал, но и развили в себе умение взглянуть на себя чужими глазами, входить в другую модальность.  Я посадила их в пары: левополушарных с правополушарными и равнополушарными, кинестетик – визуал, аудиал- кинестетик. Иногда было трудно, но я добилась того, чтобы ребята, сами того не замечая, помогали друг другу.
Для того чтобы процесс совместного обучения аудиалов, визуалов и кинестетиков был более успешным, я изучила формирование учебной мотивации школьников с психофизиологическими особенностями на различных  этапах урока.
Слайд 9. Предлагаемая таблица показывает, в какой деятельности успешны “правополушарные” учащиеся, в какой - “левополушарные”, что необходимо учитывать при организации учебного процесса (раздаточный материал).
Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на организационном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности школьников. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность к самореализации в личностном плане. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, в большей степени связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять принципы убеждения других людей, осознать свое положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу учителя.
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Для них свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. 
Всвязи с этим, я использовала музыкальные фрагменты, якоря, например, ритмические хлопки – аудиальный якорь. Он даёт возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале.
Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно. Поэтому я  всегда связывала начало урока с радостью, удовольствием.
Формирование учебной мотивации школьников на операциональном этапе урока зависит от взаимодействия учителя с учащимися.  Успех возможен только в том случае, если учитель владеет техникой изложения материала во всех трех модальностях (многосенсорное обучение). Учитывая особенности современной системы обучения, в наиболее выгодном положении находятся левополушарные аудиалы, которым наиболее комфортно на лекционных занятиях.  Также учителем используется наглядность для визуалов. Однако кинестетикам нечего пощупать, понюхать и попробовать на вкус почти на всех уроках.
Я стала использовать многосенсорное представление информации на уроке, которое  позволяет учащимся не только получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.
Например, это можно сделать так. После прочтения текста учащиеся рассказывают о своих впечатлениях, отвечая на вопросы:
Визуал – Где он себя видел?
Аудиал – Что он слышал вокруг?
Кинестетик – Что он чувствовал?
Можно помочь учащимся перейти во время рассказа в другие модальности с помощью вопросов:
Визуалу – Что ты слышал? Что чувствовал?
Аудиалу – Что ты увидел рядом? Поделись с нами своими ощущениями.
Кинестетику – Опиши, как выглядела поляна? Какие звуки окружали тебя?
Например, на уроках литературы я использовала:
      - Для правополушарных визуалов: использование наглядности (портреты), сравнение образов, свобода мыслей, догадки, варьирование интонацией голоса, обращение к прошлому, инсценировка произведения, выразительное чтение по ролям, использование выражений: «вглядитесь», «представьте», «что увидели?».
      - Для правополушарных кинестетиков: поощрение в виде пожимания руки и прикосновения, сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения, передача собственного эмоционального состояния, ритм стиха учащиеся отбивали рукой или ногой, они могли стоять во время урока или отвечать сидя, использование выражений: «почувствуйте», «похолодело», «потеплело» и т.д.
      - Для левополушарных аудиалов: чтение стихов, работа хором, варьирование громкости голоса, паузы в речи, формулировка выводов, обучение и проверка других, нахождение фрагментов текста, цитирование строк (детализация), несогласие с мнением класса, анализ звуков («завыла как дитя…»), использование выражений: «вслушайтесь», «что услышали?».
Или на уроках окружающего мира на этапе введения в тему, я включала мелодии с голосами леса или птиц, просила закрыть глаза и читала текст: «Представьте себе голубое небо, желтое солнце, зеленую листву на деревьях, а на поляне белые ромашки и фиолетовые колокольчики (для визуалов). Почувствуйте, как солнце пригревает ваши плечи, как вы босыми ногами идете по шелковой траве, как трогаете руками шершавую поверхность ствола, как пахнут цветы, какая вкусная и сочная земляника (для кинестетиков). Послушайте, как поют птицы, жужжат пчелы, ветер шумит в кронах деревьев (для аудиалов)».
Также на уроках я использовала различные приемы дифференцированного обучения. Например: работа в группах, индивидуальные задания. Так, для кинестетиков чаще предлагала работу у доски, так как они лучше запоминают в движении. Аудиалы работали с текстами, правилами. Визуалы предпочтения отдавали иллюстрациям.
Формируя учебную мотивацию на результативном этапе урока, я использовала для оценивания правополушарных учащихся, вопросы «открытого» типа, творческие отчеты, графическое отражение собственных достижений и.т.д. Так визуал должен «увидеть» результат своей учебной деятельности в цветном изображении, а кинестетик - «ощутить» через самостоятельное изображение результата, например, в графике. Оценивая левополушарных учащихся, я использовала задания с неограниченным временем выполнения, вопросы «закрытого» типа (тесты), самооценку, анализ и оценку деятельности одноклассников и т.д.
Хороший результат давала разноуровневая домашняя работа. Так визуалы иллюстрировали различные рассказы и сказки, делали описания по картинам. Аудиалы придумывали рассказы, сказки, у них хорошо получались устные доклады. Для кинестетиков были интересны инсценировки.
Таким образом, следует отметить, что важнейшей задачей, стоящей перед учителем начальных классов, является создание условий для развития у детей позновательных интересов, стремление к развитию, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса.
Слайд 10. Организация процесса обучения с учетом  психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга позволяет формировать у учащихся познавательную мотивацию, способствует их развитию.
Если вас заинтересовала данная тема, то я приглашаю вас на мастер-класс, который состоится 26 ноября, где я более подробно покажу, как определить модальность ученика.  Слайд 11.





Комментариев нет:

Отправить комментарий