29 января 2014 г.

Классный час по теме «Не надо кричать на человека! – больно ли ему от грубых слов»

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи: формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение совместно работать в группе; способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Форма проведенияпедагогическая мастерская
Оборудование: запись песни М Минкова “Песня о дороге добра”, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки со словами.

Ход работы:
1 этап. Индуктор
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с удивительной песни. Песня о дороге добра
Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы командам).
С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта? Зачитываются ответы детей
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.
2 этап. Работа с материалом
1) Остров пословиц.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
 Хорошим словом весь мир освещается.
Слово лечит, слово и ранит.
Доброе слово и кошке приятно.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.
2) Город вежливости
Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.
А) Разминка
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Б) Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Послушайте стихотворение про один неудачный пример применения волшебных слов.
“Очень вежливый индюк”
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк
Раз по двадцать в день,
Не реже, он кричал:
“Эй, вы, невежи!”
Заходите что ли в гости
Поучиться вежливости.
“Я и сам, – кричал индюк, –
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Ты не будь свиньей, свинья,
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!”
Как ни бился он, однако,
К индюку никто не шел –
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осел.
Поседел индюк от злости:
“Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды,
Все они балды, балды!”
И добавил с высоты своего величия:
“Не усвоили они правила приличия!”
Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.  Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
3) Мыс Чувств
У меня две коробки. Можно ли сказать, что там лежит? Как узнать? Ученик рукой нащупывает вещь в первой коробке.  Опиши. Это мягкое, как что? Тебе приятно это трогать?
Второй ученик нащупывает колючую вещь. Какие чувства ты испытал? Почему ты испугался?
Ребята, так и от слов может быть приятно, а может быть больно.
5) Страна верных друзей
Послушайте стихотворение.
         Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
         С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
         Словом можно убить, словом можно спасти,
         Словом можно полки за собой повести,
         Словом можно продать, и предать, и купить,
         Словом можно в разящий свинец перелить.
         Но слова всем словам в языке у нас есть:
         Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
         Повторять их не смею на каждом шагу, -
         Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Как вы понимаете его смысл? Как это можно избежать? Может вот так? (Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым поступкам, пусть пока только в сценке, но ведь вы и в жизни так поступите, если это случится именно с вами, мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.
6) Добрая земля.
На Доброй земле у всех людей добрые сердца и мысли. А какие сердца у вас? Раскрасьте сердце добрым цветом и напишите, от каких слов, вам становится тепло и радостно.
3 этап. Рефлексия.
Учащиеся прикрепляют сердца на доску. Несколько человек зачитывают слова доброты.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.
Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли, 
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий