29 января 2014 г.

Родительское собрание « Поощрение и наказание»

   Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребёнка; формировать культуру наказания и поощрения детей в семье; показать нереализованные возможности поощрения детей в семье.
     Форма проведения собрания: обмен мнением.
     Вопросы для обсуждения: методы и приёмы воспитания; методы поощрения и наказания.   
                                                           Наказание – это причинение вреда
                                                                          причиняющему вред.
                                                             Похвала – педагогический домкрат.
                                                                                                    В. Кротов.

Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
- Уважаемые родители!
Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:
·         Нужно ли наказывать детей?
·         Когда и как это делать?
·         Можно ли испортить ребенка похвалой?
·         За что можно хвалить ребенка?
- Прежде чем мы перейдем к анализу данных проблем, давайте обратимся к высказыванию, которое стало эпиграфом нашего собрания. (Родители обмениваются мнениями)
Индивидуальная работа родителей.
1.      Тест для родителей «Какой Вы родитель?»

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Именно поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы и фразы
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста
Не знаю, что бы я без тебя делал(а)
И в кого ты такой уродился?!
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну на кого ты похож (а)?
Я в твои годы!..
Ты моя опора и помощник(ца)
Ну что за друзья у тебя?
О чем ты только думаешь?!
Какая (какой) ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети, как дети, а ты….
Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!
Число баллов
2
1
1
2
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
Оценка результатов
Подсчитайте общее число баллов.
Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

2. Чтобы понять причины результатов теста, предлагаю написать на одной чаше весов слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.
- Уважаемые родители, а  теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя вывод.
Конечно, воспитывать ребенка нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
3.       Анализ педагогических ситуаций
Ситуация 1. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»
Ситуация 2.В семье родился маленький ребёнок. Старший  - ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 3. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и в огороде. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом. (К чему может привести такое поведение родителей? Как вы в своей семье поступаете в таких случаях?)
Заключительный этап родительского собрания.
- Уважаемые родители!
Сейчас я прошу вас объединиться в группы по четыре человека для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. ( Через 5 минут каждая группа знакомит всех родителей со своими советами)
   Итак, какие же выводы вы сделали?
 Решение собрания:             
·         Стараться умело пользоваться в воспитании детей наказанием и поощрением.
·         Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становится неискренним, лживым, привыкает кривить душой;
·         Использовать в общении с ребенком главный метод воспитания – убеждение.
Уважаемые родители! Если вы хотите более подробно познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книги А.С. Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика – родителям» и «Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка» Елены Николаевой
Я благодарю вас за совместную работу.

Литература
Астахов А.И. О школе, о земле, о хлебе. – М 1984.
Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. – Минск, 1995.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.1999.

Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. –М. 1999.

Комментариев нет:

Отправить комментарий