29 января 2014 г.

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Первые русские князья» для 3 класса по системе Занкова

Цель урока: Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью первых русских князей.
Задачи урока:
1. Дать детям сведения о первых русских князья и фактах их жизни.
2. Учить детей самостоятельно находить необходимый учебный материал.
3. Пополнять словарный запас учащихся.
4. Учить работать с книгой (словарем).
5. Развивать мышление и речь учащихся, умение выделять главное, определять и объяснять понятия.
6. Способствовать повышению познавательного интереса учащихся к истории.
7. Формировать чувство патриотизма и гордости за Отечество.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: беседа, рассказ, работа с карточками, учебником, доской, работа с картой.

Ход урока
1.      Орг. Момент (1 слайд)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Анастасия Ивановна. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в историю.
2.      Актуализация знаний.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока: (слайд 2)
«Самые большие подвиги были совершены из любви……»
Ж.Ж. Руссо
- Как вы думаете, из любви к чему они совершались?
- Попробуем ответить на этот вопрос во время нашего путешествия.
3. Повторение сформированных знаний.
- Что изучает история? Как, мы получаем сведения об исторических событиях, как люди узнавали о прошлом, когда не было книг?
(3 слайд) Одна из таких летописей «Повесть временных лет», которую написал монах Нестор.
- Что же связывает нас с прошлым?
- У каждого человека есть своя Родина место, где он родился и вырос: его город, село, страна, государство. Но все мы имеем в виду одну, общую Родину, которую называем… (Отчизной)
- Как называется наша страна? Всегда ли она так называлась? Перенесемся на несколько тысячелетий назад.
- Кто были наши предки? (Славяне) (4 слайд)
- Вспомним, кто были их соседи? Посмотрите на карту (5 слайд) и назовите соседей славян.
Какие отношения были между ними?
Как назывался торговый путь, связывающий Северную Русь и Скандинавию с Византией? (Из варяг в греки) (6 слайд)
4.      Изучение нового материала.
1.      Работа со словарями.
        В те времена занятие торговлей было опасным, поэтому надежней было установить контроль над торговыми путями. А для этого нужен был КНЯЗЬ с сильной дружиной.
Объясните значение этого слова с помощью словарей.
(7 слайд) - Итак, это вождь племени, правитель государства.
- Кто и как мог стать князем? Как вы думаете, каким должен был быть князь по характеру?
Сегодня мы узнаем, какими же в действительности были князья. Но прежде сделаем привал и отдохнем. (8 слайд)
Физминутка
2.      Работа в группах.
Дальше наша работа будет проходить в группах. Вспомним правила работы в них. (9 слайд)
На доске
Олег
Игорь
Ольга
Святослав





Каждая группа выберет себе князя. Жеребьевка- выбор князя.
Задание:
- Познакомиться  со сведениями о князьях, обсудить в группах их человеческие качества, годы правления и жизни, основную деятельность, если таковые сведения будут присутствовать.
Затем выбрать из  конвертов то, что подходит вашему князю. На эту работу у вас 5 минут. План работы (10 слайд)
Занесем ваши результаты в таблицу на доске.
Олег 11 слайд
Игорь 12 слайд
Ольга 13 слайд
- О ком мы еще не знаем?
- Познакомимся со Святославом с помощью учебника. Откройте учебники на с. 104 -105. Выберите из текста сведения по плану. Занесем результат в таблицу. (14 слайд)
Олег
Игорь
Ольга
Святослав
Начало правления 879 г.
Жадный
Хитрая
Скромный
Киевская Русь. 882 г.
Умер в 945 г.
Мудрая
Честный
Мудрый
«Если повадился волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его»
Упрочение власти
Суровый
Отважный


Скромный
       3. Работа с лентой времени. (15 слайд)
- Давайте подсчитаем, в каком году стал править Игорь? Как это можно узнать, зная, что Олег начал править  879 и правил 33 года? (912 г.)
Сколько лет он правил, если известно, что умер он в 945 году? (33 года)
Сколько лет правила Ольга, если известно, что Святослав начал править в 964 году? (19)
5.      Закрепление знаний.
        - Что объединяет всех князей?
- Ребята, также этих князей объединяет то, (16 слайд) что их родоначальником был князь Рюрик, которого в 862 году пригласили править в Новгороде. И которого считают первым князем на Руси.
- Как вы думаете, какие качества древнерусского человека остаются важными для нас? Как можно в наше время показать любовь к родине?
- А сейчас, чтобы повторить, о чем же мы сегодня узнали, выполним задание. (17 слайд)
Соотнесите понятие и значение:
1.      Летопись                          а) древнерусский корабль
2.      Киевская Русь                б) наши предки
3.      Нестор                              в) описание событий по годам
4.      Славяне                           г) древнерусское государство
Ладья                               д) монах – летописец
Второе задание кроссворд. (19 слайд)
1.      Какого князя прозвали «вещим»?
2.      Монах, написавший «Повесть временных лет»
3.      За смерть какого князя отомстила его жена?
4.      Первый князь на Руси
5.      Жена князя Игоря.
6.      Из какого произведения мы обо всем этом узнали.
- А как эта летопись называлась?

6 Итог урока. Рефлексия.
- Давайте вернемся в начало нашего путешествия к эпиграфу урока. (2 слайд) Так из любви к чему совершались великие подвиги?
- Что интересного вы узнали из урока?
- Какие чувства вы испытывали на уроке?
- Наш урок подошел к концу.
7. Домашнее задание: прочитать параграф «Первые русские князья» в учебнике со стр.103 по стр. 106 и ответить на вопросы.
Все молодцы! Большое спасибо за работу

Комментариев нет:

Отправить комментарий