29 января 2014 г.

Мастер-класс «Многосенсорное представление информации на уроке»

Цель: показать подходы к отбору методов и приемов организации учебной деятельности учащихся с учетом ведущего канала восприятия.
Ход мастер класса.
1.               Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня в продолжение методического объединения на ваш суд я представляю свой мастер класс на тему «Многосенсорное представление информации на уроке» (слайд 1)
Цель моего мастер-класса (2 слайд) - показать подходы к отбору методов и приемов организации учебной деятельности учащихся с учетом ведущего канала восприятия.

2.               Основная часть.
1.               Теоретическая часть.
Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям. (3 слайд) В связи с этим становится актуальным применение в процессе обучения психологической дифференциации, которая выражается в учете ведущих полушарий и каналов восприятия.
В своем мастер-классе я уделю больше внимания модальности – как способе восприятия окружающего мира. (4 слайд)
 Разделяют три основных способа восприятия действительности:  визуальный, аудиальный, кинестетический. (слайды 5) Каждый из них характеризуется своими особенностями, которые проявляются в поведении, жестах, словах, движении глаз. Если вы зададите одинаковый вопрос детям с разной модальностью, то аудиал вам ответит «Я слышу», визуал – «Я вижу», а кинестетик – «Я чувствую». (слайд 6) В результате своей деятельности, я пришла к выводу, что знание этих и других особенностей позволяют более эффективно простраивать свою работу. В работе с аудиалами необходимо звуковое сопровождение, для визуалов использование наглядного ряда, для кинестетиков создавать условия для мышечного восприятия.
Нельзя достичь высоких результатов обучения у детей с разными ведущими модальностями, используя одинаковые методические приемы, так как дети воспринимают информацию по-разному. (слайд 7) Успех возможен только в том случае, если учитель владеет техникой изложения материала во всех трех модальностях, то есть многосенсорным обучением. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.
Исходя из таких соображений, я подбираю такие методы и приемы подачи учебного материала, которые направлены на различные сенсорные каналы, т.е. для усвоения детьми одного и того же материала использую сразу несколько стратегий одновременно. При таком подходе идет ускорение развития сенсорики обучаемых детей. Сегодня я покажу такой подход на примере урока окружающего мира во 2 классе по теме «Будь природе другом. Возьми под защиту»
2.               Практическая часть.
         Упражнение «Приветствие».
Давайте познакомимся. Для этого каждый участник по очереди назовет свое имя и одним словом охарактеризует себя. Например:  «Я-  Настя. Я-добрая».
А теперь узнаем ваш тип репрезентативной системы и тип мышления. Для определения этих показателей существует несколько методик. Сегодня я использую мандалу Юнга «Горизонтальная восьмерка»
(слайд 8)
1. Упражнение на определение модальности и типа мышления.
На листах нарисуйте горизонтальную восьмерку. Проведите горизонтальную и вертикальную оси через центр нарисованной восьмерки перпендикулярно друг другу. Проанализируйте форму восьмерки. Если левая окружность по размеру больше (или аккуратнее, точнее), то у вас ведущее полушарие – правое, если правая больше, то – левое. (слайд 9)
Также, если восьмерка вытянута вверх, то у вас визуальный тип восприятия, если вниз – кинестетический тип, а если она вытянута по горизонтали, то вы аудиал.
Сядьте в группы, в зависимости от того результата, который у вас получился: «Ушастики», «Глазастики», «Золотые ручки».
2               Фрагмент урока окружающего мира. (слайд 10)
 «Закройте глаза, (пауза) представьте, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зернышке под теплым снежным одеялом. Что вы чувствуете? Какой сон вы видите? Слышите ли вы что-нибудь под снегом? (Учащиеся отвечают на вопросы вслух, не открывая глаз). Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, душно, тесно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечами, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг! Что вы ощущаете? Что вы видите вокруг? Какие звуки вас окружают? (ПАУЗА) Вдруг лес наполнился людьми, вокруг шум, смех, разговоры. А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Как вы думаете, как должен вести себя человек, чтобы не нарушать хрупкую природу?» (Варианты ответов)
Сформулируйте правила поведения в лесу.
– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет. 
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают. 
– Не ловить бабочек, жуков и других животных. 
- Не сорить. Убирать за собой мусор.
Подведем итог.  (слайд 11)
Задание.
Визуалам: Выберите одно правило и нарисуйте к нему знак.
Аудиалам: Как вы думаете, какой заголовок может быть под плакатом по защите природы? Придумайте несколько вариантов.
Кинестетикам: Как можно с помощью телодвижений, инсценировки показать правила поведения в лесу? Придумайте пантомиму.
(слайд 12) Выступление групп.
Вопросы группам.
Аудиалам. Передайте свои чувства к тому, что здесь услышали.
Визуалам. Какие чувства вы испытывали во время урока?
Кинестетикам. Согласны ли вы с тем, что услышали?
Надеюсь, ребята, что когда вы придете в лес, то вспомните эти правила и будете их использовать.
3.               Рефлексия.
Уважаемые, коллеги. Вы побывали на уроке, а теперь оцените, пожалуйста, использование нескольких стратегий при подаче учебного материала с помощью методики «Незаконченные предложения».
Методика «Незаконченные предложения»   (слайд 15)
Я узнал (а) …
Буду использовать…
Хотел(а) бы узнать…

Многосенсорное обучение позволяет не только преподать материал для ведущей модальности ученика, но и перевести его в другую модальность. Это помогло мне достичь следующих результатов в своей работе. (слайды 13,14)


Комментариев нет:

Отправить комментарий