29 января 2014 г.

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема урока: Звучащий образ Родины. Обобщение знаний о глаголе.
Цель урока: Создание условий для обобщения знаний о глаголе через использование технологии интегрированного обучения и воспитания посредством активизации творческой и познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
·             закреплять знания и умения по определению  глагола в речи;
·             обобщить знания о глаголе как части речи;
·             формировать орфографическую зоркость;
·             развивать наблюдательность, устную и письменную речь;
·             развивать чувство любви к своей Родине, патриотизм;
·             расширять кругозор учащихся;
·             воспитывать любовь к национальной культуре.

Оборудование:
Учебник Т.Г. Рамзаева “Русский язык” 4 класс, 2 часть, музыкальный центр; фрагмент 2 части 4 симфонии П.И.Чайковского.
Ход урока:
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока “Звучащий образ Родины». Мы будем говорить не только о Родине, но и повторим, что такое глагол и как нужно правильно писать безударное личное окончание глаголов.
3. Чистописание.
- Открываем тетради, оформляем работу.
- Чистописание мы проводим необычно. Отгадайте загадки. Первую букву отгаданных слов мы запишем на первой строке. (После отгадки показывается картинка).
1.Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака).
2.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)
3.Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (Антенна).
4.От дома начинается,
У дома и кончается. (Дорога)
5.Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
6.Между двух светил
Посередине он один. (Нос)
                        На доске запись: О Р А Д И Н
- Какое слово можно составить из этих букв? (Родина)
- С какой буквы необходимо написать данное слово? Почему?
- В каком отгаданном слове можно поставить ударение по-другому, чтобы получилось слово с другим значением? (Дорога)
- Записать предложение, используя эти слова. ( Родина дорога!)
- Какое по цели высказывания получится предложение?
4. Словарная работа.
- Что такое “РОДИНА”? (Родина – место, где родился человек).
- Существуют два понятия “Родины” - малая и большая. Как вы думаете, что такое “малая Родина”? А “большая Родина”? (“малая Родина” - место, где родился и вырос человек, а “большая Родина” - страна, где родился и вырос человек).
- Устно подберите однокоренные слова к слову “Родина”. (Родные, родители, родня, род, родственники, народ и т.д.)
- Подберите синонимы к слову “Родина”. (Отчизна, Отечество, Держава).
- Запишем новое словарное слово Отчизна.
5. Беседа о Родине.
а) О Родине слагают стихи, песни, собрано много пословиц.    Прочитайте пословицы, объясните их  значение.
       1. Кто Родине изменя..т,
           Того народ презира..т.
         2.  Кто Родиной торгу..т,
            Того кара не мину..т.
б) Работа над пословицами по вариантам.
- Выписать из пословиц глаголы.
-  Как определили эту часть речи?
- Что еще можете рассказать о глаголе?
- Указать спряжение глаголов. Почему написали такое окончание?
6. Слушание.
- Что такое Родина для вас?
- Один мальчик 6 лет написал такие стихи:
      О, Родина, как я тебя люблю,
Я не могу покидать тебя,
   Я живу здесь, здесь и умру.
          О, Родина, моя дорогая земля…
Этим мальчиком был П.И. Чайковский. Он пронёс это чувство через года, и, став взрослым композитором, написал такую музыку.
(Звучит 2 часть 4 симфонии П.И.Чайковского. В это время на доске открываются картины русской природы, русских праздников.)
- Что же чувствовал композитор, когда сочинял это произведение?
- Какими чувствами была наполнена эта музыка? (любви к Родине, нежностью, бережным отношением к земле).
- Как вы думаете, чего больше в этой музыке: песенности, маршевости или танцевальности?
- Песенность помогает создать лирический музыкальный образ, нежный, трепетный, полный любви к Родине.
  Повторное слушание фрагмента симфонии с пластическим интонированием (физкультминутка)
7.Работа над стихотворением.
( На доске записано стихотворение)
- Прочитайте стихотворение.
Люблю твой таежный наряд
И улочки, милые с детства.
Над сопкой пурпурный закат –
Все это оставлю я в сердце.
- О чем это стихотворение?
- Какие слова показывают, что автору очень дорога Родина?
- Найдите орфограммы и объясните их.
- Встретилось в стихотворение слово «пурпурный». Что обозначает?
Пурпурный – образовано от слова «пурпур»- красящее вещество.
Цвет темно- красный, ярко - красный
- Спишите стихотворение.
- Определите знакомые части речи. Проверка.
- Назвать сущ, глагол, прилаг, мест., предлог.
- В каком времени употреблены глаголы?
8. Составление рассказа. Тест
- Возьмите листочки. На листочках записан тест. Прочтите задания. Соберите предложения так, чтобы получился рассказ.
    Рассказ
 Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Тест -------------------------
1. Составить рассказ из предложенных предложений. Спиши.
 (Как мама. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.  И у каждого она одна.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.                      С кем сравнивают Родину:
А) мамой        б) сестрой            в) домом
3. С чего начинается Родина?
А) с тропинки        б) с порога дома        в) с переулка

  11. Итог. - О каком важном понятии мы сегодня говорили в течение всего урока?  

Комментариев нет:

Отправить комментарий