19 ноября 2012 г.

Как "заставить" немотивированного ребёнка учиться

Собственно (по моим наблюдениям), учёба ребёнка как проблема остро существует только у мам-перфекционисток и в прошлом - отличниц.

У всех остальных мам детки учатся "сами по себе", на своём опыте, на своим трудом заработанные оценки, будь-то тройки-двойки, будь-то пятёрки, тут уж как кому повезет и как кто умеет.

Безусловно, очень важно найти и сформулировать для ребёнка мотивацию для учёбы. Для мам Знаек и амбициозных деток это намного проще. А для меня этот вопрос остаётся открытым и самым сложным.

Несколько слов о мотивации в учебе (как я это вижу). 



Для себя я подразделила мотивацию на две составляющие: смысл и интерес.

В те времена, когда я училась, смысл был очень сильной мотивировкой: был смысл хорошо учиться, чтобы поступить в ВУЗ; хорошо учиться, чтобы получить профессию, которая позволит, например, провинциалу, найти работу в столичных городах; выучиться, чтобы ездить за границу и проч. Сейчас, в нынешних условиях, когда деньги и происхождение, а не высшее (качественное) образование может гарантировать всё вышеперечисленное, и наши дети это очень рано осознают, понятие смысла в учёбе в их глазах себя очень сильно обесценило.

Остается мне надеяться только на интерес в учёбе. Как правило, интерес в учебе у детей (по моим наблюдениями и утверждениям психологов) проявляется лишь к старшим классам средней школы, когда появляются разные предметы. Я уже сейчас стараюсь внимательно приглядываться к ребёнку (он, например, обожает программу "Галилео"), чтобы вовремя почувствовать его интерес, поддерживать его, и помогать сыну в дальнейшем развивать его. Быть может, это будет информатика, может быть физика, химия... Не знаю. Но что-то мне подсказывает, что, несмотря на патологическую безграмотность (у него даже при списывании бывает по 10 ошибок), мой сын - гуманитарий.

Итак: я наблюдаю за сыном, стараюсь контролировать невозникновение стойких пробелов в его образовании по предметам, которые ему категорически не нравятся, и с надеждой жду проявления у него интереса.


А на сегодняшний день мой Незнайка учиться категорически не любит и не хочет. К тому же, он достаточно умный, чтобы уже сейчас прекрасно осознавать, что, то, что им внушают взрослые, в жизни [на практике] совсем не обязательно так.

То есть, на все ниже перечисленные мои доводы у него есть чёткие контраргументы:


- он понимает, что оценка в журнале не является истинным показателем полученных им знаний (например, за на отлично решённые контрольные по математике он получает за грязь и помарки четверки и тройки);

- он не осознает, что без образования он не сможет стать тем, кем он мечтает быть ("Я хочу стать Человеком-пауком, а Питер им стал без специального обучения этому...");

- он не верит, что учиться просто интересно ("А мне не интересен этот русский [в значении предмет], я и так умею на нём разговаривать, мне информатика нравится, вот я её и учу, а русский не буду");

- он догадывается, что даже отличный диплом в современных реалиях не является гарантом материального и статусного благополучия;

он уже на своём личном опыте осознал, что не всё у человека зависит только от его стараний, а есть вещи, которые ему не даны по определению, как бы он ни старался. Каждый ребёнок уже в первом классе делает открытия на своем опыте, особенно, если среди его одноклассников есть от природы талантливые детки по физкультуре-рисованию-пению, что как бы он сам ни старался, ни желал, ни трудился, но ему (не одарённому) не дано получить отличные оценки и результаты; но для ребенка по трудоемкости и важности его рисунок равноценен его контрольной по математике, а при этом, если по труду-физкультуре-рисованию-пению учителя чаще всего всё же оценивают его труд, то вот по математике-русскому оценивают только результат его труда.

- и что, наконец, взросление требует и подразумевает образование ("Я не хочу взрослеть [учиться], я хочу задержаться в детстве", - заявляет мой сын школьным психологам).
 

С мотивацией в учёбе у моего сына очень плохо, поэтому поделюсь своим опытом, как я пытаюсь научить учиться моего любимого Незнайку.

Итак (кто читал мои записки, знает), у сына есть два друга. Как и пишет Носов, они, как и все коротышки, - "неодинаковые". Один из них - Знайка, самостоятельный мальчишка, целеустремленный (сам ходит в школу и на дополнительные занятия, сам делает уроки). А второй друг и мой сынулик - типичные Незнайки.

Мой Незнайка - парень очень сообразительный, с гибким творческим мышлением, но с поразительно медленными "био-часами" и с руками, как говорят в народе, растущими не из того места, т.е. вcё, что связано у него с письмом (и вообще с моторикой) - катастрофа;

Его приятель - Незнайка-тугодум, но имеет феноменальную фотографическую память, великолепную моторику и амбициозность.

Наблюдая за мальчишками, обмениваясь с их мамами опытом, я для себя выработала такую тактику:


1) Очень важно смирить в душе родительские амбиции (это самое сложное, но и основополагающее):

  • мой сын - не моя копия и не моя собственность, он пришёл в мир со своим предназначением;
  • мой сын такой, какой он есть, и я его люблю всякого.

2) Осознать нам, родителям, что на первых порах (у всех по-разному, но у меня это уже 4-й год, включая подготовку к школе) оценки и знания ребёнка - это мои оценки, и они будут прямо пропорциональны времени и усилиям, потраченными мною на обучение моего ребёнка.


3) Для поддержания самооценки ребенка приходится делать упор:
  • в моем случае - на осмысление ребёнком материала, вне зависимости от получаемых им оценок, главное для меня на этом этапе, чтобы он усвоил материал!!!
  • а в случае сына подруги - на получение ребёнком отличных оценок в силу того, что он просто фотографирует текст (даже, если и не всегда его осмысливая).
Примечание.
В третьем классе её сын, например, заметно рванул вперед по оценкам по сравнению с моим сыном, потому, что он пишет абсолютно безошибочно английские и русские диктанты по памяти, мой же сын пишет их ужасно, хотя знаниями по этим предметам обладает более глубоким, чем его друг.
Но мы обе видим, что наши старания медленно, но приносят плоды, потому что при выбранных нами подходах повышается самооценка у наших детей, это во-первых, а во-вторых, тренинг, тренинг и ещё раз тренинг!
 


4) Искать и найти обязательно то, в чём ребёнок силён и где он может демонстрировать свои успехи.
  • В нашем случае пока мне не удаётся обнаружить что-то конкретное, хотя я уже отмечаю, что мой ребёнок выделяется в таких предметах, как "окружающий мир" и чтение (декламация, анализ, рассуждения...), мой парень при 10-11 ошибках на письме может сделать разбор предложения на пятёрку с плюсом, что он самостоятельно и с удовольствием делает математику, информатику;
  • В случае его друга - это спорт, где он имеет успехи, добываемые им природными физическими данными, упорством и амбициями, и это - домашние "мужские" обязанности, к которым он имеет врождённую тягу (он колет дрова на даче, работает с отверткой, и важно, что он не только сам зашпаклюет щель в окне, но ещё и на другой день сам по-хозяйски проверит, проконтролирует результат своей работы).

5) Приучать ребёнка трудиться самостоятельно, не обесценивать важность детского труда [учебы], научить его не "халтурить".
  • К сожалению, я наблюдаю тенденцию, когда в современной школе детям даются задания, которые заведомо выполняются родителями (и учителя это знают). Я всегда готова оказать помощь сыну, но я никогда не делаю за ребёнка его работу. Например, я всегда помогу найти своему парню необходимую иллюстрацию, но я сажусь с ним рядом (если ему нужно), а он сам будет её срисовать в тетрадку (по музыке, по внеклассному чтению, по английскому...), пусть даже и при моей помощи - подсказке. Мне только не понятно и обидно, почему его корявенький рисунок учителя почти всегда оценивают ниже, чем наклеенную картинку в тетрадках его одноклассников.
    У нас в семье есть присказка:
    - Сынок, мы будем зарабатывать оценку компьютеру или тебе?
    - Мне, мама!
    - Тогда садись - будем работать!

6) Стараться не отбить желания к обучению (ставить знания, а не оценку во главу угла), наш девиз: "Делай, как должно, и будь, что будет!"


7) Поддерживать. Поощрять. Хвалить.
  • Я, например, когда мой ребенок стал впервые троечником (до 3-го класса он учился без троек в четверти), и у него упала самооценка и пропало желание учиться ("Зачем, если все равно будет тройка?!") придумала свою систему оценок успехов в учёбе моего сына: мы подсчитываем с ним не только средний балл всех его оценок в табеле, но и высчитываем с ним среднеарифметический балл всех оценок, которые он получил в течение четверти по всем предметам.
    Я вывешиваю дома листовку

    Например, за 1-ю четверть 3-го класса у моего парня в четверти были выставлены тройки по русскому и физкультуре, средний балл в табеле - 3,8.
    Но я ему говорю: "Смотри, сынок, во-первых, у тебя средний бал за четверть в табеле - 3,8, т.е. почти четверка, а во-вторых, твой средний балл за четверть по сумме всех твоих оценок - 4,3! У тебя только одних пятерок тобою заработанных в четверти больше 30, четвёрок - около 20. А это значит, что ты МОЖЕШЬ!!! Ты не троечник, у тебя конечный результат выше 4 баллов".
    Это заметно утвердило моего сына в его глазах.
    И так мы анализируем с ним результаты каждой четверти


    Примечание.
    Дело в том, что многие ведь оценки не входят в табель, а ребёнок трудился и получал пятерки-четвёрки за пение, рисование, труд, физкультуру, ритмику, а для ребёнка-младшеклассника, как я написала выше, по вложенному им труду и старанию и по его шкале важности пятёрка за пение-рисование равна пятёрке по математике-русскому; и при таком моём подходе с одной стороны я приучаю его трудиться по всем и каждому предметам, а с другой стороны, такой подход позволяет не обесценивать в его глазах значимость не профильных предметов; к тому же такой подход повышает его самооценку - не получилось по русскому, зато получается по чтению, рисованию, пению...


    Вы бы знали, с каким трудом я сдерживаю свои эмоции, когда в 8 часов вечера мой сын с гордостью меня встречает после работы словами: "Мама, а я уже два предмета сделал - нарисовал картинку и попел песенку, осталось ещё только сделать русский, математику и английский".
    Хвалю за рисунок, хвалю за песенку и терпеливо усаживаюсь с ним делать "оставшиеся" предметы до 10-11 часов вечера.

  • И еще поделюсь своим мнением по поводу того, КАК хвалить ребенка (недавно нашла объяснения этому, тому, что я всегда использовала интуитивно). Психологи считают, что когда ребёнок сообщает о своей пятёрке, а родители его хвалят: "Молодец, ты - умница", тем самым они [родители] неосознанно формируют в ребёнке неуверенность, потому что когда в следующий раз он получит трояк или четверку, он начинает себя переоценивать ("ага, значит, не такой уж я умница…"), что влечет за собой в дальнейшем его неуверенность, безынициативность, даже страх перед оценками-экзаменами.
    Я же всегда говорила и говорю сыну: "Молодец, сынок! Я всегда верила, что ты всё можешь, если постараешься. Вот ты вчера выучил урок (= потрудился), и потому у тебя такой прекрасный результат".
    А про трояк и двойку я наоборот ему говорю: "Вот ты не потрудился, не выучил, и потому у тебя такая оценка. Выучишь, я уверена, получишь за это пятёрку".
    Психологи утверждают, что при таком ("моём") подходе, ребёнок не ставит себе "диагнозов-ярлыков" (умный-глупый), а учится осознавать ценность своего труда и приобретает веру в свои успехи в зависимости от вложенных им самим усилий. Они же утверждают, что дети, взращенные на таком подходе, добиваются большего в будущей самостоятельной жизни. Не знаю, так ли это (жизнь покажет), но мой сын от меня всегда слышит: "Молодец! Ты хорошо потрудился! Я всегда в тебя верю! Если ты постараешься - ты обязательно добьешься!"

Мой телефонный диалог с сыном-третьеклассником (когда он возвращается из школы, он всегда звонит мне):
- Мам, привет! Как дела?
- Спасибо, хорошо. А у тебя как дела, сынок?
- Хорошо, мама!
- Ну, а оценки какие?
- Не помню. Сейчас в дневнике посмотрю! Только запомни, мама, когда я говорю, что у меня дела идут хорошо, к моим оценкам это не имеет никакого отношения!!! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий