Да, у взрослых и без того много в жизни проблем, и порой нам кажется обидным, что наши детки не облегчают, а усложняют нам жизнь, что за наши ласку и любовь мы часто слышим от наших деток хамство, а то и: "Это ты во всём виновата!"
В спектакле "Странная миссис Севедж" главная героиня говорит, что самые искренние признания в любви - это не фраза из 3 слов; что в её жизни самое дорогое признание в любви она услышала от мужа, когда тот сказал: "Чёрт возьми, Вы прекрасно держитесь в седле!".
Мой сын мне тысячу раз на дню может вопить на мои просьбы к нему (делай уроки, хватит играть на пихе...): "Достали эти рудаки! Хочу, чтобы все отвалили от меня! А мне по фиг! Не буду, не хочу!" И т.д. А прихожу я вечером домой уставшая с работы и нахожу оставленный им для меня кусочек от шоколадки, которой его в школе угостили; или закашляюсь вечером в кровати и слышу, как мой парень с заботой спрашивает меня из темноты: "Мам, тебе принести водички?"; или услышу от своего маленького мужчины, возвращаясь вечером домой, ту же обеспокоенную фразу, которую он задал мне после своего пробуждения утром ( "Мама, как ты себя чувствуешь, у тебя уже не болит?!") только лишь потому, что вчера перед сном я пожаловалась на плохое самочувствие27... И вот в такие моменты я осознаю всю никчёмность наших ссор и воплей и говорю себе: "Черт возьми, а ему действительно нравится, как я держусь в седле!"
Примечание.
Мне думается, что вот этот мой подход в совокупности с тем, что я написала выше про то, как хвалить ребенка, мне позволяет сына поддерживать в гармоничном балансе между его успехами-неуспехами и его реакцией на них.31
Сынок, я вынуждена тебя на этом этапе контролировать, и буду это делать, пока ты сам не переложишь этот контроль на свою ответственность:
- я тебя постоянно прошу позвонить мне, когда ты дойдешь туда, куда ты пошел в гости, но ты пока забываешь...33 (это к вопросу, что я прибежала к его другу домой и дала им обоим нагоняя, потому что когда мой сын ушел к нему в гости и "пропал", он не только мне не отзвонил, но они заигрались в пиху и не слышали моих звонков);
- мы с тобой договаривались, что ты не будешь принимать своих гостей в моё отсутствие, но ты пока не выполняешь свое обещание... (это к вопросу, что няня звонит мне на работу и "ябедничает", что она привела сына домой из школы, но с ним был его одноклассник.)
Я ей сказала, что у нас в семье картина абсолютно такая же, НО… как бы не проходил наш день, какими бы уставшими и занятыми мы не были, как бы мы не ссорились-ругались (и такое бывает), ежедневно вечером ко сну мы отходим вместе: я ложусь рядом с моим ребёнком и минут 15-20 перед сном мы с ним обязательно разговариваем, обнимаемся, я его поцелую-поглажу. И вот эти ежедневные 15-20 минут и сохраняют нашу семью, позволяют мне не только держать руку на пульсе личной жизни моего ребёнка, а ему ощущать свою сопричастность с маминой жизнью, но самое главное - сближает нас.
Реакция мамы того мальчика меня поразила. Она спросила меня: "Как ты думаешь, а мне еще не поздно это начать делать?"34
В той же книге у Добсона (на которую я выше ссылалась) я нашла интересную американскую статистику. Там было сказано, что в семьях, где имеют не менее 5 совместных семейных обедов в неделю, нет подростков-правонарушителей, а вот где совместные обеды всего 3(!) раза в неделю - уже есть. Конечно же, речь идет не о совместном поглощении пищи и не о кулинарных изысках, речь идёт об общении во время совместного поглощения пиши в кругу семьи! Ещё там приводятся цифры статистики подростковых правонарушений и преступности, которые прямо пропорционально зависят от присутствия (=общения) родителей в жизни ребёнка перед его уходом в школу (это совсем не одно и то же, что родители дома спят, а ребенок в одиночестве собирается в школу), после возвращения ребёнка из школы домой и вечером перед сном (на это время как раз и подпадает пик преступлений и правонарушений).
Недавно я встретила заведующую детским садиком, куда ходил мой сын. Она очень обрадовалась, сказала мне, что она постоянно интересуется нами у других мам (садик находится в нашем же районе, на параллельной улице - многие друг друга хорошо знают), и со смехом сообщила мне, что про нас все говорят, что мы с сыном постоянно куда-то ходим и что мы всё время разговариваем-разговариваем-разговариваем...
Как говорит мне иногда мой сын с мольбой и "в сердцах", когда я его пытаюсь вечером угомонить в затянувшейся нашей беседе призывом, что пора уже спать, что завтра нам рано вставать: "Мама, ты же всегда занята. А у меня столько вопросов, к о г д а же мне их тебе задавать?!!"
Примеры-пояснения:
- Рассматривая семейные фотографии моей подруги, я обращаю внимание, что её сын всегда на фото прижимается к ней, к своей маме, и к своей няне, но он всегда на фотографиях слегка отстранен от её строгой сестры и своей кузины, с которыми, я знаю, у него есть трения. На наших семейных фотках мой сын абсолютно расслаблен и жмется ко мне и мой подруге, но совсем иначе он сидит рядом с другими нашими знакомыми, ему менее близкими.
- У меня дома был роскошный "зимний сад", больше 30 горшков с цветами, многие под потолок, с которым я рассталась этим летом из-за аллергии сына и желания освободить ему больше жизненного пространства в нашей маленькой квартирке. Себе оставила пару цветочков. И вот, делая уборку по выходным, я обратила внимание на то, что горшок с цветком, который я ставлю в углу подоконника, всегда передвинут в противоположную сторону.
Если бы я стала упорствовать и настаивать на своём, т.е. опять и опять возвращать цветок на то место, которое я выбрала для него, то в один прекрасный день я нашла бы горшок случайно разбитым сыном от постоянного его передвижения.37
Если бы я задала вопрос сыну: "Зачем ты передвигаешь цветок?", я бы, наверняка услышала: "Да ты что, мама, нужен мне твой цветок. Я его совсем не трогаю". И он бы не соврал.38
Поэтому, проанализировав (самое главное, что меня насторожило - есть ли угроза ему выпасть из окна), я спросила его: "А что, ты любишь смотреть в окно в спальне?" Так я узнала новое о своём сыне, что он, очевидно, тоскует без меня, хоть никогда об этом не говорит,39 и потому любит наблюдать, сколько окон "зажглось" в доме напротив и уже знает, в каких окнах свет гаснет позже всех. (А цветок ему просто мешал смотреть, и он его отодвигал в другой угол).
- Мой сын после третьего класса категорически отказывается стричься. У него красивые волосы, ему идёт длинная прическа, но меня это настораживает, потому что я не могу пока распознать причину его категоричного протеста: что за этим стоит - его желание походить на своего друга, у которого прическа в таком же стиле, его желание выглядеть взрослее, потому что по росту он самый маленький в классе или что-то другое? Я пока не могу докопаться до истины, но я знаю только одно, что я не буду силовыми методами воздействовать на него, я максимально встану на его защиту, если в школе у него возникнут проблемы из-за этого, но я буду стараться докопаться до причины и, найдя ее, я буду с ней бороться (если это комплекс роста - буду разрушать этот комплекс и т.д.).
- В начале третьего класса мне попалась на глаза анкетка40 (недавно узнала от сына, что и школьные психологи по этой анкете их тестируют). Я попросила сына ответить на вопросы, и с ужасом для себя узнала, что у него есть "проблемы" по поводу его внешности и его болезней (он часто страдает аллергическим коньюктивитом). Я тут же подговорила своих знакомых, которые ему при встрече невзначай говорили комплименты о его внешности41 и очень много с примерами я с ним разговаривала о болезнях-здоровье.
Попросив его ответить на эту же самую анкету по окончании 3-го класса, я с удовлетворением и облегчением для себя отметила, что его самооценка выровнялась.
Помимо того, что я поясняю истинное значение этих слов своему сыну, потому как опыт подсказывает, что зачастую, он маты (поскольку я в нормальной жизни обхожусь без них, и у него нет опыта их распознавания) принимает за молодежный сленг,44 но самое важное (я так вижу) - я приучаю своего сына строить связную разговорную речь. Когда он мне что-то рассказывает, я, даже поняв, о чём речь идёт, всё рано его переспрашиваю и прошу его мне сказать это целой фразой.
Я обратила внимание, что больше и чаще матерятся те детки, которые не умеют связно развёрнуто высказываться. Выслушивая рассказ моего сына, я ему ненавязчиво подсказываю синонимы молодежным словечкам, чищу слова-паразиты ("а я такая - я такой")...
Кстати, я стала с удовлетворением замечать, что данный подход уже даёт свои результаты в речи моего сына. Например, не так давно он, рассказывая о том, что они с другом не нашли, как всегда, точек соприкосновения в играх на пихе, выдал мне: "Да, у Петьки плохой вкус". Ранее эта фраза из его уст прозвучала бы: "Петька - дурак". Я уточнила: "С чего ты решил, что у него, а не у тебя плохой вкус? Справедливее было бы сказать тебе, что у вас с Петькой разные вкусы. Не так ли?!"
Ругается ли мой сын? Думаю, что ругается! Но реже многих и используя менее агрессивную лексику. И, чтобы вы смогли мне поверить, что я не идеализирую его или, что я, быть может, плохо знаю своего сына, приведу вам один недавний пример.
Возвращаюсь я с работы через детскую площадку, где до этого "в свободном полёте" гулял мой сын со своим ближайшим другом (Знайкой), и вижу делегацию мам, с грозным видом направляющуюся ко мне. При их появлении друг моего сына рванул за угол, и как я ни призывала его, весь наш разговор слушал из своего убежища, мой сын пытался за ним последовать, но был мною остановлен. Мамы были серьезно разгневаны тем, что мальчишки кидались камнями и палками, а на их замечания обложили взрослых грязными матами.
- Ты матерился?
- Нет, мама.
- Мой сын матерился? (спросила я мам)
- Нет, Ваш не матерился, но тот мальчик так грязно ругался, а они же вместе...
Мам я поблагодарила за то, что они пытались угомонить расхулиганившихся мальчишек, а "разбор полётов" с сыном я (как и всегда) провела один на один. Дома я пожала руку сыну за то, что он не струсил и не убежал, а принял заслуженные упреки в лицо; поблагодарила его за то, что мне было приятно услышать от посторонних людей, что мой сын не ругается матом; и очень долго объясняла ему, что наш семейный бюджет не позволит нам компенсировать порчу машин, что окружают нашу детскую площадку, попади его палка или камень в них, о неосторожности и непреднамеренности проступков, о том, что он может камнем-палкой не только покалечить, но и убить человека.
Ответ - объяснения этому я для себя нашла этим летом, отдыхая с моей подружкой и её маленьким внуком на море. Малыш - лучистый, добрый мальчишка, но сейчас он в том возрасте (2,5 года), когда всех бьёт. Понятно, что у него это связано с физическим проявлением его эмоций, если хотите, это его проявление любви. Я многократно наблюдала, как малыш сам пугался и ждал ответной реакции, "зазведив" (а детки бьют очень болезненно) своей маме или бабушке в глаз или в ухо (бывало и до крови), но в ответ от них получал лишь увещевания "как мамочке больно", "ой-ой, как это не хорошо бить маму/бабушку" с последующими поцелуями любимого деточки, поскольку его мама воспитывает его "по научному" (она вычитала у психологов, что деткам нужно предъявлять только мотивированные запреты). Когда единожды этот малыш продемонстрировал мне свой фирменный удар от избытка чувств, я так "рявкнула" (шёпотом) ему в ответ с соответствующим выражением лица: "Не смей никогда меня бить!!!", что больше никогда он не рискнул поднять на меня руку. Он - добрый, ласковый и очень экспрессивный мальчик, но с того момента в отношении меня избыток своих чувств он физически выражает лишь тем, что с разбегу утыкается (=обнимает) в мои колени или обнимает меня за шею до удушья, но никогда он не поднимает на меня руку.
И вот тогда я для себя сформулировала: недостаточно ребёнка убеждать и подкреплять свои убеждения личным примером, необходимо ещё уметь ребенка пресекать!46
Вернусь к примеру о сыне моей приятельницы. Однажды (этой зимой) мы все вместе гуляли в нашем парке. Мальчишки нашли забытую кем-то кучу пинбольных шариков, которую они подобрали с нашего разрешения. Они вместе раздавили все те шарики, которые были в горстях моего сына, а на шарики, которые были у его друга, тот наложил вето: "Это моё, не дам!" Как ни упрашивал его мой сын, как ни увещевала, ни стыдила его мама, он не поделился, и все свои шарики на наших глазах раздавил сам.
Потом она меня с горечью спросила: "Ну, а что бы ты на моём месте сделала?"
Я бы в самой категорической и жёсткой форме отняла и выбросила бы в мусорницу все его шарики со словами: "Не смей позорить честь нашей семьи! Я не позволю тебе позорить меня, себя, нашу семью!"
Есть предметы (русский, английский), которые ребёнок по согласованию со мной оставляет до моего прихода, для совместного выполнения.
Выходные мы стараемся не загружать (только музыка и внеклассное чтение).
Любой материал (стих, правило, словарный диктант) мы повторяем утром, на "свежую голову" по дороге в школу, и это самое эффективное запоминание.
И потому я взяла себе за правило:
- не только отвести ребенка в школу, но и дождаться, когда он уйдет в класс;
- донести до своего ребёнка мысль, что лучше пусть будет двойка или замечание за забывчивость, чем он побежит домой один.
Пример. Мальчишки обмениваются карточками из серии "Человек-паук, герои и злодеи". Какая-то там карточка оценивалась при обмене одна к трём. Друг выпросил у моего сына эту "ценную" карточку один к одному, обещав донести позже 2 своих карточки. Однако, позже он сначала категорически отказался вообще отдавать обещанные 2 карточки, а после того, как его усовестили, он в ультимативной форме предложил сыну 2 карточки, про которые он заведомо знал уже, что они были у моего сына (т.е. не нужные ему), после чего друг заявил, что на этом считает себя свободным от всех обязательств, потому что мой сын сам отказался от такого обмена.
Вопрос был, конечно же, не в этих карточках.52 Мы с его мамой обсудили данную ситуацию и совместными усилиями "заставили" его вернуть 2 карточки, использовав данный пример для внедрения в сознание наших мальчишек:
- что здоровье и честь (честное слово) нужно беречь с молоду;
- что оспаривать что-либо можно и нужно только на этапе обсуждения;
- что, приняв на себя обязательства, их всегда нужно выполнять;
- что никогда не нужно соглашаться на заведомо невыполнимые обязательства, как и что никогда нельзя брать на себя обязательства, которые они могут выполнить именно сейчас, рассчитывая на то, что, возможно, они будут выполнимы в будущем.
Уголок игрушек.
P.S. У Галича есть строки: "Но бойся единственно только того, кто скажет: я знаю, как надо".
Когда я пишу свои "записки", я всегда повторяю, что я не знаю, как нужно делать-поступать; у меня нет ни рецептов, ни советов; я, даже не знаю, как я сама поступлю в будущем, но я знаю лишь, как я поступала и поступаю, руководствуясь велением моего сердца и моего разума и моей любовью к сыну.
Наверняка у меня есть материнские ошибки и просчеты, но два своих родительских достижения я могу отметить:
1. Однажды на балконе я услышала в ночи, что где-то плакал ребёнок. Это уже был не плач, а рык, когда голос осип от долгих рыданий, когда в нём явно звучит и ярость, и безысходность, и вселенское горе... И тогда, в ночи, я подумала: "Какое это счастье, что мой сын никогда так не плакал!"
2. До сего дня мне никогда не приходилось прибегать к физическим воздействиям (наказаниям) на моего сына - мы всегда с ним могли договариваться. И молю Господа, чтобы так было всегда!
Я - счастливая мама, вот уже много лет ежедневно я засыпаю со словами сына:
- Мама, а я тебя люблю.
- Я тоже, сынок.
- А я тебя больше.55 Я люблю тебя миллион-миллион гуглов раз! Вот как я тебя люблю!
- Спасибо, роднулик. Спи!
- Спокойной ночи, мамочка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий