15 апреля 2015 г.

Как научить думать над решением задачи?

Знаете, какие задачи самые трудные? Те, где нет цифр.     
Мне рассказал о своем школьном опыте мой знакомый. Учился он на 3-4 (еще по 5-бальной системе). В школу пришла новая учительница математики. Еще не успела познакомиться с учениками, как случилась олимпиада по математике.  Напомню, как они проводились в застойные времена. Сначала – школьная олимпиада, победители участвуют в районной, а дальше – городская и областная. Пригласила новая математичка на школьную олимпиаду всех желающих, независимо от оценок. Как ей это удалось - неизвестно, но желающих оказалось много и мой знакомый со своим другом в их числе. 
Далее рассказ знакомого  близко к тексту:   

 - Пришли мы с Вовкой, сели за парты. Нам раздали задачи. Читаю одну, вторую… Ничего не понимаю, а где цифры? Три задачи и ни одной цифры. И что с этим делать?  Прочитал еще раз. Какая-то обезьянка прыгает по лианам. И что должно получиться в ответе? 
Глянул на Вовку – он такой же недоуменный. Повернулся к другому однокласснику, а он уже решил, и в ответе у него – о чудо! – число вполне конкретное. Откуда? В общем, ушли мы с Вовкой домой, так и не сделав ни одной задачи.     
В чем же дело? Почему ребята (вы заметили?) даже не попытались решить, или подумать над решением? Легко сказать: ” подумай”. Как и о чем?
 Ребят не научили думать, рассуждать, выстраивать логические цепочки, видеть связи.     
Как ученики делают домашние задания? 
Я опросила несколько нынешних и бывших школьников. На вопрос, как вы делаете (делали) домашние задания, ответы были примерно одинаковые. 
Смотрю на задание, смотрю классную работу, если похоже, то решаю как в классе. Если не получается или не похоже, то можно у кого-нибудь спросить, лучше у друзей, потому что родители либо не могут помочь, либо начнут выяснять еще что-нибудь, тогда прогулка может и не состояться. Можно еще отложить задание и списать в школе. Никто из более десятка человек не думал над заданием. Все думали, где взять готовое задание. Следует уточнить, что опрашивались вполне успевающие ученики, хотя и не отличники: 3-4 по 5-бальной системе, 6-9 по 12-бальной.      
Хотите, проверьте мои результаты. Может быть, в  вашем окружении другие ученики? А может в вашем регионе по-другому преподают математику?      
Что же делать родителям, чтобы научить свое чадо думать? 
Призывы: думай! – бессмысленны. Как думать, и о чем? 
Надо показать, как думать, как искать решение.    Совет первый. Рисуйте, воображайте, привязывайте задачу к конкретным образам, к ситуациям, понятным ученику.  
 Совет второй. Каждая задача имеет как минимум два решения. Если ученик нашел свое решение, покажите ему другое. Сравните, какое из решений лучше, проще, понятнее.   
Совет третий. Учите мыслить вслух. Задавайте вопросы: почему ты так думаешь, откуда это следует. Это поможет научиться обосновывать свои решения, отстаивать свое мнение. Существует еще один важный момент. Пока мысль окончательно не оформлена, ее трудно передать словами. Обычно дети (да и взрослые) говорят: я понимаю, а сказать не могу. Если  не можешь сказать,  то до конца не понимаешь задачу, не осмыслил ее. Помогите вашему ученику научиться мысли выражать словами. Озвучивайте  логические цепочки поиска решения.    
Совет четвертый. Научите ставить вопросы. Если после прочтения задачи нет ни одного вопроса, то ученик вообще не понимает, о чем идет речь. Помогите прояснить условие, рисуйте, задавайте вопросы.         
Вам показалось все вышеизложенное очень сложным? Не сложнее, чем научить ребенка читать. От вас потребуется время и терпение. А еще ежедневные занятия. Но вы же и так делаете с ребенком уроки каждый день? Так делайте их чуть-чуть по-другому.

Источник: http://12bal.com/dlya_roditeley/roditelyam_view.php?id=11
Учимся Легко ©www.12bal.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий