Рассмотрим наиболее сложные случаи деления многозначных чисел, когда в частном (ответе) получаются нули (326644:643=508). При решении таких примеров некоторые ученики пропускают нули в частном. Чтобы ребенок не ошибался, надо:
Первое неполное делимое – 3266 сотен, в частном будет три цифры, так как делим сотни, десятки и единицы(обозначаем количество цифр в частном точками). Чтобы найти первую цифру частного, заменим делитель близким круглым числом 600. Неполное делимое, 3266 сотен разделим на 600 (6*100). Удобно сначала разделить его на 100, а частное 32 разделить на 6. В частном возьмем 5. Цифра 5 пробная, проверим ее. Умножим 643 на 5, получим 3215 (цифру частного дети проверяют устно, и в этом основная трудность деления). Вычитаем 3215 из неполного делимого 3266, получаем 51 сотню в остатке. 51 < 643, значит, цифра 5 верна.
Второе неполное делимое - 514 десятков. 514 десятков не делятся на 643, так, чтобы получились десятки, поэтому в частном на месте десятков пишем нуль. Делим 5144 единицы на 643, получаем 8 единиц. Частное 508.
Проверим: 643*508=326644".
Формирование умения образовывать неполные делимые, устанавливать число цифр частного, понимать смысл каждой вычислительной операции длительный процесс и зависит он:
- учить определять количество цифр до выполнения деления (можно на месте цифр частного ставить точки),
- учить делать проверку деления умножением,
- учить выполнять подробную запись, сопровождая ее объяснением, например:
326644
3215
|
643
508
|
5144
5144
0
|
. . .
|
Первое неполное делимое – 3266 сотен, в частном будет три цифры, так как делим сотни, десятки и единицы(обозначаем количество цифр в частном точками). Чтобы найти первую цифру частного, заменим делитель близким круглым числом 600. Неполное делимое, 3266 сотен разделим на 600 (6*100). Удобно сначала разделить его на 100, а частное 32 разделить на 6. В частном возьмем 5. Цифра 5 пробная, проверим ее. Умножим 643 на 5, получим 3215 (цифру частного дети проверяют устно, и в этом основная трудность деления). Вычитаем 3215 из неполного делимого 3266, получаем 51 сотню в остатке. 51 < 643, значит, цифра 5 верна.
Второе неполное делимое - 514 десятков. 514 десятков не делятся на 643, так, чтобы получились десятки, поэтому в частном на месте десятков пишем нуль. Делим 5144 единицы на 643, получаем 8 единиц. Частное 508.
Проверим: 643*508=326644".
Формирование умения образовывать неполные делимые, устанавливать число цифр частного, понимать смысл каждой вычислительной операции длительный процесс и зависит он:
- от индивидуальных особенностей ребенка,
- от уровня его подготовки,
- от способов организации вычислительной деятельности.
Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, не считают нужным определять количество цифр в частном и выполняют деление механически. Это приводит к потере нуля в частном. Обычно пока в классе ежеурочно рассматриваются данные случаи деления, внимание ребенка сконцентрировано на алгоритме, и он не ошибается. В результате у него появляется ложная уверенность в том, что он хорошо делит и “лишние” операции (определение количества цифр частного) он смело пропускает.
Другие - торопятся сокращать устные рассуждения и стараются быстрее перейти на краткое оформление процесса деления, а результат – пропуск нуля в частном, например:
24320
320
|
80
34
|
0
|
Правильное решение - 24320:80=304.
Многие дети допускают ошибки в промежуточных вычислениях. Эти ошибки объясняются поверхностным знанием:
Многие дети допускают ошибки в промежуточных вычислениях. Эти ошибки объясняются поверхностным знанием:
- таблицы умножения;
- устных приемов умножения и деления, вида: 81:27, 90:15, 288:24, 910:13, 187:40, 14350:70, 160320:80, 301:7, 420:14, 570:3, 64:16, 72:18, 85:17, 90:15, 4848:4;
- частных случаев умножения и деления (на 0 и 1);
- вычитания многозначного числа из многозначного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий