3 марта 2014 г.

Зачем определять количество цифр частного при делении многозначных чисел?

Определение количества цифр частного перед делением выполняет контролирующую функцию до окончания деления. Например, каждый из приведенных ниже случаев деления внешне для ученика выглядит одинаково правильно. 
image Особенно плохо контролируют себя и свои ошибки дети торопливые, несдержанные и неосторожные. Несобранность и неосторожность ребенка не позволяют ему сосредоточить внимание на процессе деления. Вот почему необходим своевременный контроль за появлением лишних цифр в частном или их потерей.
Первая операция перед делением - определение количества цифр в частном.   Запись может выглядеть так:
imageПо окончании деления у ребенка  может получиться  один из вариантов решения:
imageОбозначение количества цифр частного перед делением и соотнесение количества точек и числа цифр в ответе дает возможность ребенку проверить правильность выполненного действия.    Он видит, что:
  • во втором случае не все цифры частного найдены (произошла потеря);
  • в третьем случае появилась лишняя цифра, что является показателем допущенной в ходе деления ошибки.
Рассмотрим, как научить ребенка осознанно выполнять эту важную операцию при делении, определять количество цифр частного.
Так, перед решением примера 28046:2 надо определить высший разряд числа, которое получится в частном (ответе) и количество его цифр.
imageОбразец рассуждения: “Начну деление с десятков тысяч, значит, высший разряд числа, которое получится в частном, – десятки тысяч. Они стоят на пятом месте справа, следовательно, частное – пятизначное число”
Или: “Начну деление с десятков тысяч, значит, высший разряд частного – десятки тысяч, будут еще тысячи, сотни, десятки, единицы, то есть в частном – пятизначное число.”
Подробные рассуждения при определении числа цифр частного постепенно и естественным путем развивают у ребенкасамоконтроль, одно из важнейших умений младшего школьника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий