29 января 2014 г.

Доклад на городские педагогические чтения по теме самообразования «Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе.»

На современном этапе развития школы большое значение приобретает идея гуманизации образования. Гуманистическая направленность образования подразумевает реализацию в процессе обучения субъектно-субъектных отношений, целостного подхода к ученику как носителю физического, социального и духовного начал.
Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям. В связи с этим становится актуальным применение в процессе обучения психологической дифференциации.
Проблему переориентации образования с учетом психофизиологических особенностей учащихся рассматривали многие психологи (Дж, Брунер, М.А. Холодная, З.И. Калмыкова, Л.Ф. Обухова, И.С. Якиманская, Э.А. Голубева и др.), они показали связь асимметрии мозга с успеваемостью по предметам гуманитарного, естественно-математического, художественно-музыкального циклов.

Каждый человек по-своему воспринимает, перерабатывает и интерпретирует полученную информацию, в зависимости от своих психофизиологических особенностей и субъектного опыта. Часто плохое восприятие школьниками учебной информации учитель оценивает как неусвоение материала. Но это может быть связано с проявлением личностной позиции, субъектного опыта ученика, с несоответствием стиля подачи информации с особенностями восприятия ученика. Не учитывая индивидуальные особенности познавательных процессов учащихся, современная школа ориентирует учебно-воспитательный процесс в основном на учащихся с вербально-логическим восприятием мира, с доминирующим левым полушарием.
Однако оптимальное решение проблем возможно только при интеграции деятельности обоих полушарий головного мозга. Кроме того, именно активизация образных компонентов мышления является основой творческой деятельности. Поэтому развитие одного вида мышления не оправданно ни с точки зрения самого процесса овладения знаниями, ни с точки зрения развития личности вообще. Таким образом, надо развивать такую индивидуальную особенность, как функциональную асимметрию мозга. Кроме ФАМ к психофизиологическим особенностям, влияющим на процесс обучения, относятся стили кодирования информации (ведущая модальность).
Эти аспекты и обусловили актуальность работы.
Начальное обучение позволяет представлять учебную информацию в различной форме, а значит, создает возможности в процессе обучения учитывать индивидуальные особенности ученика. Это и определило постановку проблемы: как учитывать  индивидуальные особенности при обучении?
Цель: определить для учащихся оптимальное сочетание методов обучения и форм организации учебной деятельности на уроках с учетом их психофизиологических особенностей.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Диагностически определить ведущую полушарность и модальность учеников.
3. Подобрать методы и приемы, учитывающие психофизиологические особенности младших школьников в учебном процессе.
4. Использовать в практике методы и приемы, учитывающие психофизиологические особенности младших школьников.
Если дифференцировать процесс обучения с учетом специфики познавательной деятельности учащихся каждой модальности, то можно предположить, что разница в уровне усвоения обязательного учебного материала будет сглажена, поскольку каждый учащийся при усвоении понятий будет работать в такой последовательности учебных действий, которая обеспечит их эффективное присвоение и будет одновременно комфортна для него.
Одна из центральных психолого - педагогических проблем - проблема индивидуализации обучения. Она заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления.
Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики учащихся - их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Разработка путей и средств обучения неразрывно связана с изучением  изменений в психической деятельности учащихся, которые вызваны педагогическим воздействием.
Характерная черта обучения состоит в том, что каждое воздействие может дать результат не иначе, как, вызвав ту или иную психическую деятельность, а способ работы учителя должен зависеть от особенностей психической деятельности школьников, и, прежде всего, их перцептивной деятельности. В процессе обучения необходимо ориентироваться на специфику познавательных процессов школьников. Учителю необходимо представлять, какую умственную деятельность учащегося вызывают эти способы и приемы передачи информации. Это необходимо для того, чтобы варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями учащегося.
Достичь высокого обучающего эффекта позволяют приемы, в которых учитываются индивидуально - типологические особенности познавательной деятельности учащихся. Множество таких приемов разработано в одном из активно развивающихся направлений современной практической психологии - НЛП (нейролингвистическом программировании).
Основываясь на принципах  нейролингвистического программирования можно весьма детальным образом изучить любую человеческую активность, что позволяет легко и быстро производить глубокие и устойчивые изменения этой активности. Поэтому исследовав, к примеру, стратегию грамотного письма можно обучить этой стратегии человека, который пишет с множеством ошибок.
По утверждению нейролингвистического программирования каждый человек с рождения обладает огромными возможностями восприятия (видения, слышания, чувствования), которых он постепенно лишается в процессе жизнедеятельности, воспитания. Наше восприятие весьма ограничено. В силу ряда ограничений мы воссоздаем не точную копию, а лишь упрощенную модель окружающего мира.
Наши органы чувств ограничены в восприятии сигналов, поступающих извне. И то, какому анализатору отдается предпочтение в восприятии реальности, во многом определяет наше представление об окружающем нас мире. 
Рассказывая о каком- либо событии, люди основываются на собственном индивидуальном опыте, на особенностях своего восприятия. Согласно нейролингвистическому программированию люди имеют три основных канала, по которым люди воспринимают информацию об окружающем нас мире. Это зрение, слух и кинестетика. По каждому из этих каналов непрерывным потоком поступает информация, используемая нами для организации собственного опыта.
Признавая уникальность каждого индивида, психологи нейролингвистического программирования выявили следующую типологию: визуально, аудиально и кинестетически ориентированные индивиды. Каждый человек в той или иной мере обладает качествами, присущими всем подгруппам. По ряду признаков каждого человека можно отнести либо к визуалам, либо к аудиалам, либо к кинестетикам.
Их краткие характеристики. (Приложение 1 )
Человек, ориентированный визуально, как правило, организован, ориентирован на внешний вид, он тщательно выбирает, запоминает графические изображения, меньше увлекаем шумом. Он с трудом запоминает словесные инструкции, с большим удовольствием читает, нежели слушает.
Человек с доминантной аудиальной модальностью любит разговаривать с собой, часто отвлекается, легко повторяет услышанное.
При доминирующей кинестетической модальности человек реагирует на тактильные поощрения, при этом любит сам прикасаться к людям, физически ориентирован, много двигается.
Приведенные выше, характеристики позволяют судить о том, что различия в восприятии и способах переработки информации влияют на поведенческие особенности индивида. Различия проявляются в том, как и что человек говорит, что делает, как смотрит и т.д.
Для нейролингвистического программирования в первую очередь значима функциональная асимметрия полушарий мозга. Такая асимметрия приводит к тому, что различные полушария нашего мозга занимаются преимущественно реализацией различных функций.
Указанная асимметрия проявляется в нашем как вербальном, так и невербальном поведении. Так, по отдельным признакам, реализующимся в мимике, позе, жестах, можно определить, когда человек в своих суждениях опирается на свой опыт, заключенный в ощущениях, когда на логические построения, а когда на то и другое.
Люди с правополушарным способом восприятия обладают либо кинестетической, либо визуальной модальностью. Для людей с левополушарным способом восприятия характерна аудиальная модальность. Таким образом, модальность определяется особенностями приема и переработки информации при доминировании одного из больших полушарий головного мозга.
Это свидетельствуют о том, что тип модальности определяется функциональной асимметрией мозга.
Для изучения внутренних процессов индивида в нейролингвистическом программировании используются как вербальная (словесная), так и невербальная информация о поведении человека. Ключами доступа к демонстрируемой индивидом бессознательной информации могут быть поза, мимические реакции, кинестетические ощущения, тембр голоса, а также комплексное движение глаз.
Определить тип репрезентативной системы индивида можно, обращая внимание на предикаты (глаголы, наречия, прилагательные), которые индивид использует для описания своего опыта. Предикаты являются специфическими для той репрезентативной системы, в которой они функционируют. (Приложение 2)
Индивид с визуальной модальностью в качестве основной часто употребляет слова: "вижу", "ясно", "картина"... Например, визуалы говорят: "Это проясняет задачу", "давайте посмотрим картину...", "у нее солнечный характер", "я не вижу вашего внимания".
Аудиалы часто произносят: "слышу", "звучит", "громко", "в вашем ответе есть много разногласий", "кричащий привал". Все, что связано со звуками для них очень важно.
Кинестетически ориентированный индивид использует слова: "чувствую", "легко", "давит", "это вызывает скользкие чувства", "чувствуете, мы подходим к ответу?", "его слова пролились на меня как теплый дождь"...
Слова, которыми мы пользуемся, выражают наш осознанный опыт. На самом деле опыт человека неизмеримо шире, большинство его аспектов вообще не достигает уровня сознания. Именно поэтому в нейролингвистическом программировании для изучения внутренних процессов индивида наряду с вербальными используются и невербальные сообщения. Для этого детально анализируются внешние признаки поведения индивида, прежде всего, движения глаз.
В процессе практически любой мыслительной деятельности человек постоянно производит движения глазными яблоками. Эти движения с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. В зависимости от вектора направления эти движения можно упорядочить в определенную структуру, представленную на схеме (Приложение 3). 
Данная методика заключается в том, что исследователем визуально оцениваются движения глаз при ответах испытуемых на специально подобранные вопросы. Вопросы, относящиеся к прошлому опыту, вызывают образы - воспоминания. Для ответа на вопрос о том, чего в прошлом не было, создаются сконструированные образы. 
Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П.Павлова, при котором каждому испытуемому предлагается набор из 9 карточек со словами. Карточки необходимо разложить в три группы по три карточки «по смыслу» (Приложение 4)

Для эффективного процесса обучения, необходимо преподавать в наиболее доступном для учащихся виде, то есть, используя именно ту модальность, на основе которой ученик осуществляет репрезентацию мира. Чтобы расширить возможности учащихся к обучению необходимо, присоединившись к репрезентативной модели учащегося, наложить на нее другую модель.
Одной из психологических причин низкой успеваемости некоторых школьников, наряду с недостатками мотивации к учению, являются недостатки познавательной деятельности учащихся. Они делятся на следующие: неправильное использование ребенком своих качеств, несформированность приемов учебной деятельности, недостатки в развитии мыслительных процессов. В большинстве случаев причиной низкой успеваемости школьников является несовпадение репрезентативной системы учащихся со способами предъявления информации.
Нейролингвистическое программирование предлагает средство, которое позволяет разрешить одну из самых сложных и важных задач, стоящих перед учителем, а именно, как в доступной форме объяснить тот или иной учебный материал. 
Поэтапное создание ситуации успеха на уроке
Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для со­здания ситуации успеха должны создаваться с учетом моз­говой организации познавательных процессов. (Приложение 5)
Мотивационный этап (установка на предполагаемую дея­тельность). Ситуация успеха, свя­занная с мотивационной сферой, на данном этапе в боль­шей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность по­ложения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Для них характерна ориентация на высокую оцен­ку и похвалу: «пятерка любой ценой».
Левополушарным учащимся для формирования мотивации к учебной деятельнос­ти необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс ус­воения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мо­тивом является мотив продолжения образования.
Правильное определение психофизиологического места каждого ученика в классе активизирует учебный процесс, предупреждает возникновение невроза и стресса, снимает неосознаваемую реакцию защиты от новой информации. (Приложение 6)
Операционный этап (обеспечение деятельности). Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологичес­кие особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
Правополушарные дети не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться ими плохо.
Дети с доминированием левого полушария контролиру­ют свою речь и не имеют успеха в свободной конверсации (беседе). Левополушарным ученикам тре­буется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако их точность в употреблении слов и примене­нии правил обычно выше, чем у их правополушарных од­ноклассников.
Ситуация успеха на операционном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельно­сти школьника.
Правополушарные учащиеся нуждаются в гештальте (образе), музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте.
Перечисленные виды деятельности облегчают обу­чение детям, имеющим соответствующий учебный стиль. Однако эти же виды деятельности затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учи­телю неправильное представление об их знаниях и способ­ностях.
Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанным с оценкой значимости раз­дела текста, может показать своему товарищу такие страте­гии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный уче­ник может поделиться со своим партнером способами вы­деления нужных деталей, выявления различий, создания категорий.
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). 
Выбирая методы проверки знаний учащихся, не­обходимо учитывать межполушарную асимметрию голов­ного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтитель­ными будут: решение задач, письменные опросы с неограни­ченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа.
Для правополушарных учащихся подойдут методы уст­ного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения.
Проанализировав данные психологов, я включила приемы НЛП в практику. 
Работу, связанную с НЛП, я начала в 2008 году. Прежде всего, была поставлена задача выяснить, оказывают ли какое-либо влияние типы репрезентативной системы на  успеваемость учащихся.
Данная работа проводилась на базе школы №8 города Усть-Илимска с 2008 по 2010 год. В ней приняли участие 18 учеников моего класса.
На первом этапе я провела первичную диагностику по определению  модальности по методикам, описанные выше. А психологи  определили наличие выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий.
Было выявлено несколько подгрупп учащихся на основе преобладания той или иной модальности. Основная визуальная модальность у 6 учащихся (в том числе 3 бимодальных учащихся - это визуалы с хорошо развитой кинестетической модальностью). Аудиальная в качестве основной у 10 учащихся (в том числе аудио-кинестетичны 3 ученика). Кинестетическая модальность представлена 8 испытуемыми (из них кинесто-аудиалов-3 человека, кинесто-визуалов -3 человека).
По типу мышления учащиеся разделились на следующие группы: левополушарные- 7 человек, правополушарные – 7 человек и равнополушарные- 4 человека.
Определив показатели успеваемости учащихся, я соотнесла полученные результаты с типами репрезентативных систем испытуемых.
Анализ успеваемости учащихся в выделенных ранее подгруппах.
Визуалы – оценки «4-5», аудиалы – оценки «3-4», кинестетики- оценки «2-3»
Итак у, учащихся кинестетически ориентированных самый низкий результат успеваемости. На этот счет есть разные точки зрения. Я считаю, что причина кроется в том, что наша система обучения ориентирована, прежде всего, на зрение и слух. Кинестетическому каналу в процессе обучения уделяется мало внимания.
Таким образом, была выявлена определенная взаимосвязь между типом модальности учащихся и успешностью их обучения. Менее успешны в обучении дети с ведущей кинестетической модальностью и кинестовизуальные учащиеся, что объясняется, предположительно, тем, что в данном случае активизируется только одно правое полушарие. 
На втором этапе я определила  методы работы с учащимися разных модальностей. (Приложение 7)
Третьим этапом моей работы было использование методик обучения детей на основе учета их индивидуальных особенностей. (Приложение5, 8)
Познакомившись с применением практической психологии в образовании, в частности, с нейролингвистическим программированием (НЛП), я пришла к выводу, что любая цель, задача урока должна быть заявлена в “позитиве”, поэтому  начинаться урок должен с положительного раздражителя (“якоря” в НЛП), настраивающего на оптимальное восприятие информации, позволяющего “включить” внутренние реакции организма, условный стимул.
Так, аудиальным раздражителем может быть релаксационная музыка, содержащая звуки льющейся воды, шума волн или ветра, пения птиц, что позволяет слиться с природой, почувствовать гармонию и совершенство не только в ней, но и в себе самом.
Визуальным раздражителем, настраивающим на восприятие зрительной информации, станет картина, в которую учитель предложит войти, оглянуться, посмотреть по сторонам, что-то убрать в ней или добавить.
Кинестетический “якорь может быть” - засушенная трава, листья, пряности - помогает при описании чего-либо на уроках развития речи, литературы. Простое рукопожатие, поглаживание по голове - тоже “якорь”!
Выводы

В данном докладе были рассмотрены приемы с учетом психофизиологических особенностей в учебном процессе. В результате моей работы были достигнуты следующие результаты:
- Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации обучения.
- Разработана система дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях классной дифференциации.
- Дифференцированное обучение учащихся каждой индивидуально топологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников.
- У детей повысилась познавательная мотивация и познавательная самостоятельность, повысилась самооценка.
- Повышение качества успеваемости отмечено у детей со средним уровнем интеллектуального развития.
- Я обучила детей умениям наблюдать материал, сравнивать, выделять главное, делать посильные выводы, мыслить и доходить до истины самостоятельно, развила их творческие способности.
- У учащихся появилась потребность задавать познавательные вопросы, расширяющие их кругозор, аккуратность записей, умение вовремя приступить к работе, отстаивать свою точку зрения и работать в парах.
По завершению работы показатели успеваемости моего класса выросли. В 3 классе качество обучения составляло 26 %, в 4 классе качество составило 46 %. Следовательно, индивидуальный подход с учетом психофизиологических особенностей является одним из необходимых условий высокой успешности обучения.
 Проведенная работа показала, насколько важно при построении учебного процесса учитывать типологические и индивидуальные особенности репрезентативных систем учащихся. Нейролингвистическое программирование предлагает учителю взять на вооружение методики, приемы позволяющие реализовать принцип индивидуализации обучения. Использование этих приемов способствуют развитию репрезентативных систем учащихся, повышению эффективности их обучения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий