Настоящее исследование
посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики - проблеме
развития логического мышления школьников. В условиях современного общества
формирование умений и навыков логического мышления, учащихся можно
рассматривать как одну из главных задач обучения в школе, так как овладение
данными общедидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ
наук и развитие личности школьника.
О важности данной проблемы говорили видные отечественные педагоги и методисты прошлого, и современные исследователи (СИ. Абакумов, С.А. Арефьева, К.Б. Бархин, Ф.И. Буслаев, В.А. Добромыслов, Т.Ф. Долбеева, М.А. Коренева, В.Н. Мещеряков, А.В. Миртов, О.А. Нечаева, СВ. Преображенский, М.А. Тюкалов, К.Д. Ушинский и др.).
О важности данной проблемы говорили видные отечественные педагоги и методисты прошлого, и современные исследователи (СИ. Абакумов, С.А. Арефьева, К.Б. Бархин, Ф.И. Буслаев, В.А. Добромыслов, Т.Ф. Долбеева, М.А. Коренева, В.Н. Мещеряков, А.В. Миртов, О.А. Нечаева, СВ. Преображенский, М.А. Тюкалов, К.Д. Ушинский и др.).
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения; важностью педагогической интерпретации достижений психологии для целей обучения и развития школьников как единого процесса на уроках; изыскания дидактических возможностей и методических средств формирования мыслительных операций как необходимого условия формирования умений и навыков логического мышления; недостаточной изученностью педагогических условий развития логического мышления.
В разные
возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека
приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве
основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.
Какая
же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование
психики ребёнка в младшем школьном возрасте?
Психологические
исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает
дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного
возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается
переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного
возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее
значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления. При этом используется такие операции
мышления, как анализ через синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые
являются операциями мышления, и способствует его развитию. Качество
обученности, несомненно, в большей степени зависит от развития психических
познавательных процессов.
Изложенные
выше факты определили выбранную тему: «Развитие логического мышления младших
школьников для повышения качества обученности».
Объект исследования:
учебно-воспитательный
процесс учащихся 1-2 «Д» класса.
Предмет исследования: развитие
логического мышления младших школьников.
Цель
данной работы – выявить приёмы развития логического мышления младших
школьников, которые положительно влияют на качество обученности.
Задачи:
1.
Изучить литературу по данной теме.
2.
Определить уровень развития логического мышления детей в 1-2 «Д» классах.
3.
Разработать систему упражнений, способствующих развитию логического мышления.
4.
Проанализировать уровень качества обученности до и после использования развивающих
упражнений.
Гипотеза:
Если использовать в учебно-воспитательном
процессе задания, способствующие развитию логических процессов, то повышение
качества обученности будет реально достижимым.
1.
Особенности логического мышления младших школьников.
Психологические
исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени
влияет на развитие всех психических процессов.
В
зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на
восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1.
Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2.
Наглядно-образное.
3.
Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное
мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;
наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или
представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность
решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь
развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это
мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию
и представлению.
Младшие
школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять
задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда,
когда надо.
Во
многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует
задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
Овладением
анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные
свойства и признаки. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с
большим трудом. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с
различными аспектами действительности такая способность, безусловно,
совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить
младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять
множество свойств.
Параллельно
с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов
(явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных),
существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции
мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Умение
выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от
несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим
трудом, чем выделение существенного.
В
процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате
выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети
пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как
классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на
большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе
закрепления.
Как
видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно
взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только
взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в
целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и
классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не
происходит полноценного усвоения учебного материала.
Эти
данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить
целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной
деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные
психолого–педагогические упражнения.
На
слайдах вы можете увидеть малую толику упражнений, которые можно использовать
на уроках.
Из курса дидактики известно, что деятельность может быть
репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к
воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана
с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных
операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Эти
мыслительные операции в психолого – педагогической литературе принято называть
логическими приёмами умственных действий.
Если говорить о настоящем состоянии современной
начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать
репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам -
язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые
задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с
каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в
конечном счете, совсем исчезла.
В связи с такой системой преподавания дети привыкают
решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило,
только одно. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения
или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи
на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать
самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.
В процессе написания работы по самообразованию была
изучена разнообразная литература на предмет содержания в ней заданий развивающих
логические процессы. В результате анализа психолого-педагогической литературы
была проведена диагностика уровня развития логического мышления в 1-2 «Д»
классах, которая показала большой потенциал для развития логического мышления
детей.
Анализ
литературы и результаты проведённой диагностики сделали возможным разработку
системы упражнений по развитию логического мышления. В процессе использования
этих упражнений на уроках выявилась положительная динамика влияния этих
упражнений на уровень развития логического мышления младших школьников.
После проведения методики в 1 классе были получены следующие результаты.
Для большинства детей характерен средний уровень развития логического
мышления (52%), 33% детей имеют низкий уровень развития интеллекта, а у 14%
учеников логическое мышление на высоком уровне.
Во
2 классе результаты существенно изменились. Низкий уровень у 17%, средний –
26%, высокий- 56,5%. Из данных диаграммы
можно сделать следующие выводы: использование упражнений на логику оказало положительное
влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на
развитие самого логического мышления. Но эту работу необходимо целенаправленно
продолжать внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов.
И
как результат - некоторое повышение качества обученности по предметам.
Во
2 четверти по математике 36%, в 3 – 66,6. По русскому языку 42% и 68,8%.
Над
данной темой я работаю 2 года и уже пришла к выводу, что такая работа
необходима и положительно влияет на качество обученности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий