29 января 2014 г.

Доклад по теме самообразования «Развитие логического мышления младших школьников для повышения качества обученности.» на школьных педагогических чтениях 2008 года.

Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики - проблеме развития логического мышления школьников. В условиях современного общества формирование умений и навыков логического мышления, учащихся можно рассматривать как одну из главных задач обучения в школе, так как овладение данными общедидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ наук и развитие личности школьника.
             О важности данной проблемы говорили видные отечественные педагоги и методисты прошлого, и современные исследователи (СИ. Абакумов, С.А. Арефьева, К.Б. Бархин, Ф.И. Буслаев, В.А. Добромыслов, Т.Ф. Долбеева, М.А. Коренева, В.Н. Мещеряков, А.В. Миртов, О.А. Нечаева, СВ. Преображенский, М.А. Тюкалов, К.Д. Ушинский и др.).

             Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения; важностью педагогической интерпретации достижений психологии для целей обучения и развития школьников как единого процесса на уроках; изыскания дидактических возможностей и методических средств формирования мыслительных операций как необходимого условия формирования умений и навыков логического мышления; недостаточной изученностью педагогических условий развития логического мышления.
    В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?
Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.         При этом используется такие операции мышления, как анализ через синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются операциями мышления, и способствует его развитию. Качество обученности, несомненно, в большей степени зависит от развития психических познавательных процессов.
Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Развитие логического мышления младших школьников для повышения качества обученности».
      Объект исследования:
учебно-воспитательный процесс учащихся 1-2 «Д» класса.
      Предмет исследования: развитие логического мышления младших школьников.
Цель данной работы – выявить приёмы развития логического мышления младших школьников, которые положительно влияют на качество обученности.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Определить уровень развития логического мышления детей в 1-2  «Д» классах.
3. Разработать систему упражнений, способствующих развитию логического мышления.
4. Проанализировать уровень качества обученности до и после использования развивающих упражнений.
      Гипотеза:
      Если использовать в учебно-воспитательном процессе задания, способствующие развитию логических процессов, то повышение качества обученности будет реально достижимым.
    1.  Особенности логического мышления младших школьников.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста).  Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств.
Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления.
Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные психолого–педагогические упражнения.
На слайдах вы можете увидеть малую толику упражнений, которые можно использовать на уроках.
Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого – педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.
В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.
В процессе написания работы по самообразованию была изучена разнообразная литература на предмет содержания в ней заданий развивающих логические процессы. В результате анализа психолого-педагогической литературы была проведена диагностика уровня развития логического мышления в 1-2 «Д» классах, которая показала большой потенциал для развития логического мышления детей.
Анализ литературы и результаты проведённой диагностики сделали возможным разработку системы упражнений по развитию логического мышления. В процессе использования этих упражнений на уроках выявилась положительная динамика влияния этих упражнений на уровень развития логического мышления младших школьников.
        После проведения методики в 1 классе были получены следующие результаты.
  Для большинства детей характерен средний уровень развития логического мышления (52%), 33% детей имеют низкий уровень развития интеллекта, а у 14% учеников логическое мышление на высоком уровне.
Во 2 классе результаты существенно изменились. Низкий уровень у 17%, средний – 26%, высокий- 56,5%.  Из данных диаграммы можно сделать следующие выводы: использование упражнений на логику оказало положительное влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на развитие самого логического мышления. Но эту работу необходимо целенаправленно продолжать внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов.
И как результат - некоторое повышение качества обученности по предметам.
Во 2 четверти по математике 36%, в 3 – 66,6. По русскому языку 42% и 68,8%.

Над данной темой я работаю 2 года и уже пришла к выводу, что такая работа необходима и положительно влияет на качество обученности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий