17 марта 2013 г.

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА - ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ


Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки: 1) вставка в слова добавочных звуков, 2) пропуск отдельных букв и слогов, 3) замена слов одного другим, 4) перестановка букв, слогов, 5) повторение слов, 6) добавление слов, 7) пропуск слов.

Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности. Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям. Дислексия нередко сопровождается диcграфией и дисорфографией.

Под термином дисграфия понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Появлению дисграфии способствует задержка формирования различных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений. При желании все эти проблемы можно выявить еще задолго до начала школьного обучения и вовремя провести коррекцию. "Борьба" с дисграфией должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте, чтобы устранить сами причины возникновения ошибок.

Основные симптомы дисграфии - специфические ошибки, которые не связаны с применением орфографических правил. Такие ошибки очень стойкие и повторяются неоднократно.

Специфические ошибки можно разделить на группы:

Ошибки на уровне буквы и слога:
Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т.д.);

Ошибки на уровне слова:
Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; неосознавание и ошибочное использование морфем ("пожарник поливает пожар", "лосиха присторожилась"); ошибки в операции словообразования (рука-"рукища", нога-"ногища", "медведий хвост", "ветерный день");
Ошибки на уровне предложения:

Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: "большая белая пятно", "по дорожках сада", "играю из девочкой Леной".

Существует еще и ложная дисграфия, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.
Признаками незрелого письма могут быть:
отсутствие обозначения границ предложений;
слитное написание слов;
нетвердое знание (забывание) букв;
зеркальное написание букв;
трудности усвоения обозначения мягкости согласных на письме ("йолка", "мое брат поемал заеку", "Вана взал конки").
Эти ошибки не являются дисграфией в том случае, если они единичны и нестойки. Однако при наличии таких ошибок рекомендуется проводить логопедические занятия.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

5 комментариев:

  1. Боремся 4-ый год, есть успехи

    http://www.liveinternet.ru/users/4913329/post243831704/

    ОтветитьУдалить
  2. Боремся с дисграфией и дислексией 4-ыф год, есть успехи http://www.liveinternet.ru/users/4913329/post243831704/

    ОтветитьУдалить
  3. Огромное спасибо! К сожалению с такой проблемой практически невозможно работать на уроках, остается только дома. И то только при регулярных занятиях. В школах сокращают логопедов. Родителям приходится надеяться только на себя. Очень надеюсь, что ваш опыт будет им полезен.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, на уроке сложно проверить, КТО КАК слышит звуки и КАК их записывает, надобы ЭТО делать дома, только хорошо бы иметь учебное пособие с понятными для родителей заданиями. С ЭТИМ можно бороться, да, долго и трудно, но МОЖНО и НУЖНО.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И опять же к сожалению. Родители иногда просто не верят, что у их ребенка такие проблемы. Тем самым, теряют драгоценное время.

      Удалить