10 марта 2013 г.

Почему «отверженный»?


В каждом детском и подростковом коллективе существуют группы, объединенные по интересам, взаимной симпатии, пониманию. В эти группы входят лидеры класса, середнячки по своему статусу, отвергаемые и изолированные. Последние – это те, которых не воспринимает коллектив. Таких «невоспринимающих» может быть от одной четверти до половины (и даже больше) коллектива.

Изолированные в классе бывают всегда. Но их число варьируется. Это может быть один человек, этакая «белая ворона», выбивающаяся своим поведением из общей «стаи». В общем-то это нормально. Но может в классе таких быть и четыре и пять. А вот эта ситуация уже критическая. Как правило, в таких коллективах часты драки, недовольство друг другом вырывается в открытой форме, атмосфера накалена.
Конфликты в классе стереотипно представляют как борьбу за лидерство. Доля истины в этом есть, но есть и определенные нюансы. Дети, которых отвергают, а тем более изолированные, попадают в порочный круг. Они, пытаясь навязать свой стиль общения и поведения, пытаясь компенсировать недостаток признания, все больше отталкивают от себя одноклассников. На таком противопоставлении строится их психологическая защита. С точки зрения взрослых, легче было бы понять, чего хочет коллектив и приспособиться к этим требованиям, но детское восприятие положения совсем другое. Дети часто не видят себя глазами других, а если что-то и чувствуют, то измениться им очень трудно.
Взрослому достаточно сказать, что о нем думают окружающие, и он может задуматься и изменить себя, если коллектив имеет для него ценность. У детей еще нет понятия ценности коллектива. Они могут ориентироваться на ближайшее окружение (друг, подруга), могут прислушаться к ним, но опять же,  меняться им бывает очень трудно. Дело здесь еще в том, что дети максималисты, неприятие класса может строиться на отсутствии понимания, что люди все разные, что на какие-то недостатки приходится закрывать глаза.
Какие же характеристики одноклассников дети не принимают? 
Это задиры и драчуны. Те, кто обзывается. Не воспринимается наглость, грубость, невоспитанность, бескультурье, жадность, надоедливость и приставучесть, ворчливость, крикливость.   Не любят ябед и тех, кто плохо учится. А также глупых, необразованных, болтливых. Тех кто «выпендривается» и не умеет сдерживать эмоции, «психует».
Ну все как у взрослых. Нам тоже неприятны такие люди. Просто мы скрываем наши чувства и не показываем наше отношение во имя спокойствия в коллективе, ради общего дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий