19 ноября 2012 г.

Как научить ребенка организованности: опыт родителей.

Мамы замечательных Знаек, деток организованных, дисциплинированных, самостоятельных, ориентированных на учёбу (завидую вам!), эти записки не для вас.

Поделюсь своим опытом с мамами милых Незнаек (таких, как мой парень) по нескольким пунктам:

  • как быть (что я делаю), если ребенок всё теряет, забывает, упускает...
  • как быть (что я делаю), если ребенок не мотивирован на учёбу...
  • как помочь (что я делаю) Незнайке стать Знайкой.

  • * * *
    "Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот".


    Что я делаю (хоть это и утяжеляет портфель):

    1) Школьные предметы, а это английский, гитара, фоно, рисование, труд, сольфеджио, у нас разложены по подписанным тематическим папкам с застёжкой (иначе всё выпадет) разного цвета (чтобы не путал предметы).
    В каждой папке лежат: тетрадка, учебник, пособие, необходимые аксессуары (даже карандаш и ластик, если он нужен, потому что из пенала они в самый нужный момент у него исчезают).

    Сделал домашнее задание - всё сразу упаковал под маминым контролем в папку.
    Ребёнку достаточно просто взять нужную папку, и он ничего из необходимого набора по данному предмету не забудет дома.


    Вот так выглядят наши "тематические папки" по предметам:

    А еще обратите внимание: когда я оборачиваю школьные учебники сына, то под прозрачную обложку прикрепляю к обложке учебника самоклеящийся яркий листочек с его именем - вот по этому "яркому пятну" он и узнает быстро свой учебник среди других подобных. 



    2) Все "сменки" у нас расфасованы отдельно по пакетам разного (чтобы различал) цвета: школьная сменка [обувь]; ритмика [обувь и форма]; тапки для информатики; форма и обувь для таеквондо; форма и обувь для физкультуры.

    Пакетики висят (увы!3) в коридоре на ручке двери: на выходе в школу ребёнок в любом случае натыкается на забытый пакет.
    Маме только необходимо отслеживать стирку-глажку и упаковку пакетов после каждого использования формы ребёнком, иначе вся форма будет походить на мятую грязную тряпку.



    3) Мною заказан (ещё со времён подготовительных к школе курсов) штампик с его ФИО, и я штампую все его школьные пособия и учебники: штампик более бросается в глаза на узнаваемость чем надпись, и сын легче распознает среди забытых в классе учебников свой.

    Увы, просто подписанные тетрадки-учебники он распознает хуже (смотрит в книгу - видит, сами знаете, что).

    Все аксессуары (карандаши, ластики, линейки, точилки...) мы для этой же цели помечаем крестиком, который совпадает с начальной буквой его фамилии.


    4) После долгих мучений с вечным поиском потерянных дома карандашей-ластиков-тетрадок-записок от учителей приобрела для него большой пластмассовый ящик. Требую, чтобы, он, когда приходит из школы, содержимое портфеля выгружал не на пол, не на столы и мебель по всей квартире, как он любит, а именно в этот ящик.
    Всё "потерянное" [мелочь] в нём и находим вечером при сборе портфеля.

    Хотите посмотреть, КАК выглядит этот ящик ДО генеральной уборки в нем мамой?! Зато ничего не теряется: всё там, в недрах!




    5) В его портфеле есть папочка на молнии для тетрадок. В ней он носит все тетрадки, те, что не разложены по тематическим предметным папкам, т.е. по русскому, математике, чтению, независимо от того, есть ли в расписании этот предмет сегодня, часто именно это и спасает его от забывания им дома нужной тетрадки или при замене уроков. В этой же папке всегда есть дополнительная чистая тетрадка в клеточку и в линейку.


    6) Собираем портфель вечером строго по расписанию в дневнике. Собирает только он, читая мне вслух расписание, я сижу рядом для контроля-напоминания.

    Последнее время я уже символически присутствовала в этом процессе, а с середины 3-го класса это уже стало его сферой ответственности.


    7) Крупно напечатанное мною расписание4 с указанием времени (начало-конец занятий, в том числе и дополнительных - по музыке, спорту) висит и перед его рабочим столом дома и всегда лежит у него в дневнике.


    8) Для музыки (гитара-фоно) у него отдельный портфель. Отыграл домашнее задание - сразу положил все нужные папки в тот портфель!


    9) Очень строго слежу [требую!] соблюдения установленного места для каждого предмета:
    - Ключ и мобильник должны быть только в этом кармашке рюкзака!
    - Папка для тетрадей - только в этом отделении портфеля!
    - Зимой лыжи и лыжные ботинки должны стоять только в этом углу коридора!
    - Гитара должна висеть только здесь!
    - Портфель лежать должен только вот здесь!
    - На его рабочем столе всё должно лежать строго по местам!
    И т.д. и т.п.

    Во-первых, зрительно он сразу заметит, чего не хватает в портфеле, во-вторых, в случае цейтнота можно очень быстро собраться.


    10) Предупреждала (в 1-2 классах) учителей, что, если мой ребенок говорит, что он забыл дома тетрадку и проч., это совсем не означает, что он её действительно забыл.
    Есть учителя (спасибо им), которые с пониманием к этому относятся и помогают ребёнку найти в его портфеле "забытую" тетрадку. Но чаще, к огромному огорчению моего сына, он приносит из школы в дневнике двойку с грозной надписью "не готов к уроку", хотя в реальности он просто не находил в своем портфеле нужную тетрадку-учебник (опять же, "смотрит в книгу - видит фигу"5).


    Примечание.
    Другими словами, я, убедившись, что понятия дисциплина и организованность не являются основными характеристиками моего ребёнка, при этом он удивительно внутренне ответственный, пошла от обратного: "Можно сколь угодно взывать кого-либо к совести, сколь угодно штрафовать [наказывать], но если есть цель действительно добиться, чтобы этот "кто-то" на улице не мусорил, то в первую очередь ему нужно создать для этого ему условия, т.е. поставить на каждом углу мусорницы!"
    Вот я и расставила "мусорницы". Помогает!
    В 3-м классе в 1-й четверти "потерянные" учебники в школе мы искали всего лишь трижды, и уже [или пока] не было ни одного случая забывчивости чего-то из школьных принадлежностей дома. А это уже огромный успех.



    NB. Мам, которые очень переживают, что их мальчишки (про девчонок ничего не знаю и потому не смогу утверждать) всё никак не могут повзрослеть, хочу обнадёжить6, что за лето между 2-м и 3-м классом они (мальчишки) как-то резко взрослеют. Наберитесь терпения! Ещё в первом и втором классе он всё безнадежно теряет, забывает, совсем не самостоятельный и прочее, а вот в третьем классе откуда-то появляются зачатки взрослости.
     

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий