23 апреля 2012 г.

Как развивается мышление вашего ребенка?

— Папочка, помоги, у меня задачка не решается!
— Ты должен сам работать, Юрек. Подумай хорошо, и ты обязательно решишь задачку.
— Но я не знаю, как к ней подступиться.
— А ты внимательно прочитал условие?
— Конечно, только никак не пойму, что на что надо делить.
— А ты знаешь, как определить время?
— Знаю!
— Вот и раздели!
— Но...

Для решения задачи ребенок должен не только знать арифметические действия, но и уметь применять определенные правила, концентрировать внимание, иногда призывать на помощь воображение.

Умение логично мыслить помогает школьнику понять зависимость между числовыми данными задачки, а также применить общее правило к конкретным условиям задания.

Поэтому нередко случается так, что детям труднее дается решение задачи с содержанием, несмотря на то, что они понимают условие, знают общие правила для решения задач данного типа и могут безошибочно выполнять арифметические расчеты.

Умственные процессы, необходимые для решения задачи, относятся к специфическим формам мышления, к так называемому математическому мышлению. Эффективность этого мышления в определенной степени зависит от общего развития и воспитания ребенка и в некоторой мере от его способностей.

Способность к анализу и синтезу, к умению сравнивать, обобщать, делать выводы проявляется у детей не только в процессе решения математических задач, но и при изучении других дисциплин, например при написании сочинения, или краткого изложения текста, при разработке плана к теме по истории, биологии, географии, при сопоставлении двух исторических периодов, при сравнении различных видов животных и т. п.

Умственное развитие детей проявляется не только в процессе школьной учебы, но также и в разнообразных жизненных ситуациях.

У самых маленьких детей умение мыслить можно наблюдать во время даже самой несложной игры. Например, четырехлетний Мацек строит из кубиков мост.

Тот разваливается, так как вес кубиков распределен неравномерно. Мальчик разрушает «сооружение» и укладывает кубики по-другому. Четырехлетний ребенок не смог бы объяснить, как он нашел способ «построения» моста, так как ничего еще не знает о центре тяжести. Однако его действия свидетельствуют о том, что мальчик нашел правильное решение в конкретной игровой ситуации.

Оценка уровня мышления ребенка — дело весьма трудное и зависит от возраста ребенка. Для процесса развития мышления характерны определенные стадии. Мышление ребенка дошкольного возраста, частично и младшего школьного возраста можно определить как конкретно-образное. Интенсивное развитие абстрактного мышления, зачатки которого проявляются уже в дошкольном возрасте, осуществляется в возрасте десяти-одиннадцати лет.

Есть дети, которые лучше решают практические вопросы, чем теоретические проблемы. И наоборот, есть дети, которые, хорошо формулируя теоретические выводы, совсем не умеют применить их на практике. Эти особенности детей необходимо учитывать при выборе профессии.

Умственное развитие ребенка зависит от влияния среды. Особое значение имеет общение с окружающими людьми. Ребенок, слушая высказывания взрослых, передачи по радио, телевидению, задавая родителям вопросы, получает самые разнообразные сведения. Вследствие такого контакта развитие его мышления, речи значительно ускоряется.

В последние десятилетия мы стали наблюдать явление, которое назвали акселерацией. Физическое и умственное развитие детей стало носить более ускоренный характер, нежели пятьдесят и даже десять лет назад.

Однако возможности развития детей совсем не безграничны. Поэтому нельзя выдвигать перед ними слишком высокие требования. Возможности детей не только ограниченны, но и дифференцированы, то есть различны для каждого ребенка. Невозможно добиться того, чтобы все дети отличались высоким ростом, несмотря на то, что большинство родителей стремится обеспечить своему ребенку хорошие условия для физического развития. Невозможно также добиться того, чтобы у всех детей уровень умственного развития превышал норму. К этому и не надо стремиться.

Оценивая развитие ребенка, нельзя ограничиваться только интеллектуальной сферой, необходимо учитывать совокупность всех особенностей его индивидуальности. Довольно часто приходится наблюдать чрезмерную возбудимость, эмоциональную несдержанность, неумение контактировать с людьми именно у тех детей, у которых умственное развитие превышает норму для их возраста. Односторонность развития, даже тогда, когда она связана с достижениями в какой-то области, обычно мешает ребенку приспособиться к требованиям окружающей среды, порождает трудности в общении с людьми.

Оцепить умственное развитие ребенка всегда трудно. Значительно легче проследить, как проходит его физическое развитие, которое характеризуется определенными показателями. Достаточно сравнить, например, результаты измерений роста и веса ребенка с нормами для данного возраста, чтобы узнать, насколько соответствуют рост и вес ребенка нормам правильного физического развития. Концентрацию внимания, функционирование памяти, умственное развитие и особенно качество мышления нельзя измерить и точно оценить.

Если у ребенка серьезные затруднения в учебе, если родители видят, что уровень его развития ниже, чем у ровесников, необходима срочная помощь врача-психиатра, который располагает научными средствами определения уровня интеллектуального развития ребенка. Врач поможет родителям уточнить те требования, которые можно выдвигать перед ребенком, подскажет, какую помощь необходимо ему оказать.

К сожалению, некоторые родители считают все трудности ребенка в учебе ленью, нежеланием учиться. Они не пытаются вникнуть в те сложные причины, которые определили низкие школьные отметки их ребенка. Чаще всего они предъявляют сыну или дочери стереотипные требования: учиться «без двоек», «без троек» или «только на пятерки». Они не задумываются над возможностями мальчика или девочки выполнить их требования. В результате ребенок живет в постоянном напряжении и даже страхе. Он хотел бы учиться хорошо, но не может, так как напряжение нервной системы дезорганизует его деятельность, и чем больше он стремится к хорошим результатам, тем труднее они ему даются. Такое положение может привести одних детей к нервным заболеваниям, других — к формированию нежелательных защитных реакций. Дети начинают обманывать родителей, чтобы скрыть плохие отметки, не рассказывают им о своих школьных делах и особенно о трудностях в учебе.

Родителям желательно знать уровень умственного развития своих детей не только для определения объема требований, которые следует предъявлять ребенку, не только для планирования дальнейшего образования и выбора профессии, но и для того, вернее, прежде всего для того, чтобы знать, есть ли у ребенка недостатки в развитии, которые нужно вылечить или помочь ему искоренить. При этом надо учитывать слабые и сильные стороны характера ребенка. Какие его способности лучше развивать? Как направить развитие ребенка по наиболее рациональному, экономичному пути, чтобы максимально использовать позитивные стороны его физического и умственного развития? Как правильно направить развитие способностей ребенка, чтобы в будущем он принес пользу всему обществу?

Проблема умственного развития более серьезно начинает интересовать родителей тогда, когда их дети поступают в школу. В настоящее время в Польше обращается серьезное внимание на подготовку детей к школе. Запись в первый класс школы проводится за девять-десять месяцев до первого звонка. Медицинские и психологические исследования, беседы с родителями, знакомство с поступающими в школу детьми способствуют тому, чтобы определить степень их подготовки, выяснить недостатки в физическом, умственном и нравственном развитии. Отдельные дети направляются на консультации к врачам или на специальные занятия, чтобы они до начала учебного года могли по мере возможности ликвидировать пробелы дошкольного воспитания.

Постоянное и внимательное отношение отца и матери к своему ребенку с того дня, когда он появляется па свет, убережет ребенка и родителей от многих неприятностей.

Каким образом родители могут оцепить уровень умственного развития своих детей?

Познать уровень мышления, интеллекта ребенка можно на основании анализа его высказываний. Можно использовать высказывания детей или специально проводить пробы, аналогичные тем, которые мы использовали при анализе развития речи. Способ, которым ребенок пользуется, объясняя известные ему выражения, говорит не только о его умении высказываться, но и об уровне его умственного развития. Если ребенок, увидев льва, называет его «зверь», то есть определяет понятием более высоким, это означает, что у ребенка начинает развиваться абстрактное мышление.

Некоторую ориентацию в определении уровня развития мышления ребенка в соответствии с возрастом (что оп должен уметь и что действительно умеет) может дать наблюдение за его отношением к учебе, особенно за способом выполнения домашних заданий, требующих самостоятельной работы, например написание сочинений, изложений, составление планов, решение арифметических задач. При этом, однако, необходимо соблюдать большую осторожность. В приведенном ранее примере Еля не могла решить задачу совсем не потому, что она встретилась с трудностями, которые не может преодолеть одиннадцати-двенадцатилетний ребенок, а потому, что была недостаточно внимательна. Из-за слабой концентрации внимания ребенок может не уловить достаточно ясно выступающих деталей задания. Трудности могут возникать из-за пробелов в знаниях, которые появились ранее, до изучения текущего материала.

Чтобы сделать вывод об уровне умственного развития ребенка на основании результатов его учебы, необходимо принять во внимание все факторы, которые привели к данным результатам.

Наилучший способ для правильной оценки — наблюдение за ходом умственной работы ребенка. Сам процесс мышления недоступен наблюдению, но мы можем следить за действиями ребенка, направленными на решение той или иной проблемы, на выполнение задания. Нет необходимости ежедневно наблюдать за всеми действиями ребенка во время подготовки уроков. Достаточно следить за ходом умственной работы ребенка по заранее намеченному плану.

Разовое наблюдение, разумеется, не дает оснований для обобщений. В тот день, когда родители запланировали наблюдение за ребенком, его занятия и поведение могут быть нетипичными, потому что он плохо себя чувствует или устал, чем-то возбужден, возможно, должен выполнить такое задание, которое требует особенно большого умственного напряжения, и т. п.

Основание для общих выводов о работе ребенка и уровне развития его мышления могут дать только многократно проведенные наблюдения, анализ похожих и отличающихся друг от друга ситуаций. Наблюдая, например, только способ, каким ребенок решает математические задачи, мы получим впечатление о его способности применять знания. Если мы наблюдаем за тем, как он проводит разбор условий, мы поймем уровень развития его логического мышления. Наблюдая поведение ребенка в различных ситуациях, мы можем составить мнение о его практической ориентации.

Нам нельзя ограничиваться односторонним материалом. В то же время чем больше собирается наблюдений, тем труднее сформулировать общий вывод и сказать: «Наш ребенок хорошо развит» или «Мышление нашего ребенка нормальное». Употребляя определение «нормальное», мы, конечно, придаем этому утверждению положительную окраску. Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок в умственном развитии хотя бы незначительно превышал средний показатель!

Человеческая психика, и особенно психика ребенка, находящаяся в процессе интенсивного развития, представляет собой сложную, динамичную структуру.

Родителям, не имеющим подготовки в области психологии, и даже профессиональным психологам воссоздать целостный образ этой структуры у ребенка необычайно трудно.

Поспешные обобщения, оспованные на недостаточном материале, на неполноценных наблюдениях, весьма опасны. Очень часто ребенку прикрепляется ярлык: «способный», «бездарный», «развитый», «средний», «заурядный», «тупой». Это абсолютно недопустимо как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Такой ярлык мешает увидеть в ребенке другие его особенности, уводит от реального анализа всего процесса его развития.

Мы не всегда умеем критически относиться к своим взглядам. Возможно, наше мнение об умственном развитии своего ребенка, оценка его интеллектуальных возможностей не были бы так опасны, если бы мы не выражали свои суждения вслух. Но мы говорим, повторяем свои выводы в семье, в школе, от нас это мнение перенимают другие члены семьи, и прежде всего сам ребенок, у которого самооценка формируется под влиянием высказанного нами взгляда. Завышенная оценка приносит ребенку вред, так как под ее влиянием он переоценивает свои возможности, недостаточно работает над собой, будучи убежденным в своем превосходстве над ровесниками. Вредна также и заниженная оценка, под влиянием которой ребенок теряет веру в себя и в свои возможности, чувствует себя неполноценным, хуже других детей, поэтому не работает над собой, не стремится к развитию своих способностей.

Именно поэтому необходимо вдумчиво и всесторонне изучать особенности умственного развития своего ребенка и не спешить с выводами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий