23 апреля 2012 г.

Общая характеристика навыков и умений

На родительском собрании учительница говорит матери неуспевающего по русскому языку ученика; «Он знает правила, но не умеет применять их,— вот отсюда и ошибки». «А Ваша дочка,— обращается учительница к другой матери,— плохо считает, у нее еще не выработаны навыки счета».
Оценивая трудовую деятельность человека, успехи или неуспехи школьника в учении, мы говорим, что «он хорошо или плохо владеет навыками», или, «он умеет или не умеет делать». В зависимости от этого мы приходим к выводу о качестве и количестве выполняемой работы, о ее темпе, точности, скорости, о подготовленности к работе, о возможности творческой деятельности человека.
Таким образом, навыки и умения неотделимы от деятельности человека.

Умение — это применение человеком знаний на практике, в действии, в деятельности.
Умея, человек сознательно и преднамеренно использует свои знания, выбирает нужные приемы работы и применяет их в деятельности для достижения поставленной цели.
Навыком называются такие действия, отдельные элементы которых в результате упражнения становятся автоматизированными. И. М. Сеченов в одной из своих работ дает понятие автоматизированного действия. Опытная вязальщица, например, вяжет и одновременно читает. «Это не значит, однако, чтобы движения происходили автоматично, без всякого контроля, некоторая доля внимания должна быть обращена со стороны работающего в их сторону, иначе работа была бы невозможна. Так, в местах читаемой книги, особенно сильно приковывающих к себе внимание вязальщицы, вязание останавливается. Значит, даже при чтении книги работница все-таки следит за движением своих рук».
Это и есть автоматизированные действия, которые ясно не сознаются человеком, но находятся под контролем его сознания. О таких автоматизированных действиях мы и говорим при определении навыка.
Как связаны между собой умения и навыки?
Умения и навыки находятся в сложной взаимной зависимости и являются стороной любой деятельности человека.
Для того, чтобы учащийся овладел умениями, — умел считать, читать, писать и вообще многое делать — он должен иметь знания. Получив знания, он учится их применять в практической деятельности, у него вырабатываются умения. В процессе упражнения, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим изменяется характер деятельности, она становится более совершенной, качественно лучшей.
Так создаются условия для формирования навыка.
Рассмотрим, как формируются учебные навыки школьника. Он знает, например, правило, что имена существительные женского рода единственного числа именительного падежа после шипящих имеют мягкий знак, а имена существительные мужского рода мягкого знака не имеют.
Однако знание правила не говорит еще об умении. Умение приобретается путем упражнения, на практике. Лишь когда учащийся, работая самостоятельно, будет безошибочно применять данное правило, можно говорить о том, что он умеет правильно, грамотно писать. В связи с формированием умения в учебную деятельность учащегося вносятся изменения.
Итак, существует, с одной стороны, определенная зависимость между формированием навыка и умением: совершенствование знаний и умений влечет за собой изменение структуры деятельности, ее характера, способа выполнения действия — действие автоматизируется, т. е. формируется навык.
Следовательно, без знаний и умений навык формироваться не может.
С другой стороны, устанавливается иная зависимость — некоторые умения могут возникать и формироваться лишь при наличии определенных навыков. Например, только на основе развитых навыков чтения может возникнуть и сформироваться умение читать бегло, осмысленно, выразительно. Совершенствуются навыки — совершенствуются и умения, появляются и формируются новые умения, совершенствуется навык чтения — появляются различные способы чтения — про себя, выборочно, по ролям и др.; создаются лучшие условия для понимания содержания арифметической задачи — возникает умение анализировать содержание и условия задачи и т. д.
Пользоваться различными навыками и применять их в различной деятельности — это тоже умение.
Итак, в сложной деятельности умения и навыки выступают как стороны одной деятельности, дополняя и усиливая друг друга, совершенствуя деятельность. Посмотрите, как протекает творческая деятельность. На первый взгляд кажется, что в творческой деятельности навыки не участвуют, но если внимательно проанализировать, как проходит эта деятельность у школьников — впечатление изменится.
Ученик конструирует прибор (работает с наборным конструктором), он весь поглощен творческой деятельностью: берет отдельные детали, винты, гайки, нужные инструменты, соединяет детали в определенном порядке. Только владея инструментами и навыками, необходимыми для выполнения рабочих действий и движений, школьник способен обдумывать процесс работы, творчески трудиться. Так взаимодействие умений и навыков обеспечивает успешную творческую деятельность человека.
Умение — это осознанное и точное практическое действие. Навык — это автоматизированное действие, являющееся составной частью той или иной деятельности, т. е. ее компонентом. Навыки создают условия для более совершенной деятельности, дают возможность человеку действовать уверенно, точно, без ошибок.
Различия в умениях и навыках еще раз указывают на то, что они — различные стороны единой деятельности, взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга. Продолжение книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий