Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен,
не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный двигатель»
— такими эпитетами родители часто «награждают» своего ребенка.
В то же время до поступления ребенка в школу многие родители не считают его поведение странным и не обращаются к
специалистам. Поэтому для них большим открытием становятся жалобы учителей на неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание их ребенка.
И в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно
разграничить патологически гиперактивных детей и детей с нормальной,
свойственной многим ровесникам школьного возраста высокой двигательной
активностью.
Критерии
патологической гиперактивности.
·
Беспокойные
движения.
·
Неумение
сидеть на месте, когда это требуется.
·
Легкая
отвлекаемость на посторонние стимулы.
·
Нетерпение,
неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях).
·
С трудом
сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
·
Частые
переходы от одного незавершенного действия к другому.
·
Неумение
играть тихо, спокойно.
·
Впечатление,
что ребенок не слышит обращенных к нему слов.
·
Постоянные
разговоры с кем-либо.
·
Навязчивость,
приставание к другим.
·
Совершение
опасных действий без мыслей о последствиях.
·
Частая
потеря вещей, игрушек.
Наличие у ребенка по крайней мере семи из
перечисленных выше признаков — основание для обращения к психологу.
К сожалению, родители иногда полагают, что поступление
в школу и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке и он
изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка
отдают в школу и чем выше требования, предъявляемые учителями; тем серьезнее
проблемы в обучении и поведении.
Такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке,
постоянно отвлекается, не слушает учителя, не может сконцентрировать внимание
на предмете, его поведение идет вразрез со школьными нормами. Все это приводит
к отставанию в учебе.
Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают
такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и
учителей, как вышеперечисленные.
Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить
в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают,
стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим
поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Советы родителям
Проконсультируйтесь у специалистов.
Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей:
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и
установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии
выполнить, — с другой.
Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно,
сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи
негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько
можно говорить!».
Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания.
Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка,
когда он этого заслуживает.
Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание
на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
При объяснении какого-то задания используйте
зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).
Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности,
требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо
требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием
других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не
более того).
Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в
его присутствии, не говорите, на повышенных тонах.
Каждый день ставьте перед ребенком определенную и
совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите
его за это или тем или иным образом поощрите.
Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом,
прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то
увлечение, хобби. Однако
перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких,
где есть значительные нагрузки на память и внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий