28 февраля 2012 г.

Как делать домашнее задание по чтению в начальной школе?


Как сделать так, чтобы домашние задания не превратились для ребёнка в тяжкую повинность? Чтобы они не сопровождались ссорами и скандалами в семье?
Прежде всего, надо понять, что главное – это не отличные оценки, а интерес ребенка к познанию нового, его желание учиться и стремление сделать хорошо. А вот все эти моменты, к большому сожалению, очень хрупкие. И стоит только немного переусердствовать родителям, даже из благих намерений, как всякое желание учиться у ребенка может пропасть.


Давайте, сегодня поговорим о домашних заданиях по чтению.  Ведь  чтение – общеучебный навык, который необходим для обучения в целом. Ребенок, который плохо читает, вряд ли  станет успешным в других предметах, я не имею в виду физкультуру и рисование.
 
Что же делать, чтобы выполнение домашних заданий по чтению  приносило максимальную пользу и занимало минимум времени?
Начнем по порядку.
Чтобы чтение доставляло удовольствие, было интересным, нам надо подбирать тексты, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Но, при выполнении домашнего задания, право выбора текста не предоставляется. И часто бывает, что ребенку совсем не интересно читать именно этот текст. А надо. И, кроме этого, учитель еще задает читать текст 3-5 раз, чтобы выработать навык чтения. Что же делать?
А  Вы, уважаемые родители, поставьте себя на место ребенка. Приятно вам будет делать трудное дело несколько раз подряд? Очень сомневаюсь. Даже, если Вы будете знать, что это очень нужно и пойдет вам на пользу, вы все равно постараетесь уменьшить задание и сделать его быстрее или вообще не делать.
А ребенок, тем более. Ему совсем не важно, что будет потом, через месяц или год. Ему важно только сейчас, а именно сейчас, его пытаются заставить несколько раз прочитать этот противный текст. Сначала появляется возмущение, потом капризы, потом начинает болеть живот или еще что-нибудь. Знакомо Вам такое?
И тут нам приходит на помощь небольшая хитрость. Мы совершенно спокойно можем сделать так, чтобы ребенок прочитал текст и 5, и 7 раз и не заметил этого. Мы добьемся того, что ребенок в процессе многократного прочтения отработает чтение этого текста, лучше его поймет, сможет пересказать  и  сделает это легко и просто. Без слез, скандалов.
Вот небольшой перечень заданий, которые можно предложить ребенку при выполнении домашнего задания по чтению или просто при чтении любого текста. Конечно, совсем не обязательно и даже не желательно делать все задания сразу. Их надо чередовать и применять в зависимости от желания ребенка, его настроения и самого текста.
1. Читаем любой текст с ребенком вместе (1-2 класс)
2. Ребенок читает текст самостоятельно. (Для 3-4 класса это первый пункт)
3. Предлагаете ребенку прочитать текст шепотом или, наоборот, громко, прочитать бабушке,  кошке или кукле.
4«Догонялки».  Книга лежит так, чтобы ребенок мог следить указкой, а взрослый читать. Взрослый читает текст чуть быстрее, чем может ребенок, а ребенок следит с помощью указки. Взрослый останавливается. А ребенку надо дочитать следующее слово или несколько слов.
В процессе чтения, ребенок будет следить за чтением взрослого и проговаривать шепотом  или про себя, потому что внутреннее проговаривание присуще всем школьникам и многим взрослым. А это значит, что навык чтения все равно формируется, да еще и развивается внимание. Если ребенок в 3-4 классе, тогда пусть следит без указки, только глазами.
5«Найди ошибки» После того, как ребенок прочитал 2 раза текст, вы предлагаете побыть ему учителем и найти ошибки в тексте, которые могут появиться у Вас.  Если ребенок в 1-2 классе, то он смотрит в книгу, а Вы читаете  и в некоторых словах делаете ошибки.  ( Меняете окончания, пропускаете буквы или произносите их неправильно.  Так слово  ЛЕВ можно прочитать ЛЕБ, ЛЕР, МЕВ).
Если Вы сделали ошибку, ребенок должен заметить и сказать, остановить Вас и исправить. Если он не заметил, прочитайте это слово или предложение еще раз и сделайте акцент на этом слове, но сразу не показывайте ошибку. Так мы формируем внимательность при чтении.
Для 3-4 класса задание может быть труднее. Вы читаете, а ребенок текст не видит. Здесь  ему надо уже вспомнить текст и ориентироваться по памяти, по содержанию. В таком случае, Вы уже не заменяете буквы, а  читаете слова, заменяя их синонимами или антонимами, не согласовываете в роде, падеже, по времени.  Кажется, пустяк, игра, но очень хорошо развивается внимательность при чтении, что значительно повышает качество чтения.
6«Прятки» Вы предлагаете ребенку найти слово, которое Вы сейчас прочитает в тексте и показать его или прочитать следующее слово. Для того, чтобы ребенку слово найти, ему надо прочитать не одно слово, а значит, навык чтения закрепляется.
7.«Большие прятки» Делаем аналогично, только теперь читаем не слово, а начало предложения, а ребенку надо найти его и дочитать до конца.
8«Выборочное чтение».  Даете ребенку задание: найди в тексте ответ на мой вопрос и прочитай его. Именно прочитать, а не ответить устно. И по любому предложению задаете вопросы, типа  Кто сидел под елкой? Куда пошел Емеля? Зачем  он взял ведра?  В этом задании Вы не только развиваете навыки чтения и умение ориентироваться в тексте, но еще и помогаете ребенку лучше запомнить содержание текста, понять его смысл.
Попробуйте хотя бы некоторые приемы при выполнении заданий по чтению,  и ребенку станет интереснее. А значит легче. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий