18 января 2016 г.

МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ ВЫБИРАТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА?

Возникает вопрос: существуют ли юридические основания, которые позволяют выбирать классного руководителя? Обязана ли администрация школы учитывать пожелания родителей в вопросе выбора того или иного учителя?
Чтобы ответить на данные вопросы, обратимся к Федеральному закону «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (далее — Закон). Закон определяет, какими правами обладают родители, когда становятся участниками образовательного процесса.
  • Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей (ст. 44 Закона).
  • Родители имеют право выбирать формы получения образования и формы обучения (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право дать образование ребенку в семье (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право знакомиться с уставом школы (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители могут знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, оценками успеваемости своих детей (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители могут защищать права и законные интересы ребенка (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований, получать информацию о результатах обследований (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители могут присутствовать при обследовании детей при прохождении ПМПК (п.3 ст.44 Закона).
Таким образом, Закон не предполагает, что родитель обладает правом выбирать учителя для ребенка. А учитель должен учить всех, кто зачислен в его класс, независимо от уровня готовности к обучению в школе. Отбор детей в образовательные организации проводиться не должен. Следует отметить, что родители могут высказывать свои пожелания относительно выбора того или иного учителя, настаивать они не имеют право. Решение в данном случае полностью зависит от администрации школы, которая может учесть мнение родителей.
Рассмотрим другую ситуацию, когда родители хотят поменять классного руководителя и перейти из класса в класс.
Случается, что недостаток взаимопонимания ученика и педагога находит свое выражение в сниженном уровне учебной мотивации обучающегося, протестном поведении. Как же быть родителю, который заметил такие негативные тенденции в поведении ребенка? Всегда ли нежелание ребенка идти в школу стоит расценивать как отрицательное влияние учителя и школы?
Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов.
Что необходимо сделать родителю, чтобы разобраться в причинах изменившегося поведения ребенка?
  1. Для начала следует побеседовать с классным руководителем. Такие беседы разрешают множество вопросов и сомнений родителей. Возможно, ребенку необходима психологическая помощь и поддержка. Возникшие трудности в поведении ребенка могут быть связаны с индивидуальными особенностями.
  2. Следует исключить случаи психологического и физического насилия в отношении ребенка. Если кажется, что конфликт своими силами родителю не решить, то стоит подключить администрацию образовательного учреждения. Заместитель директора/директор могут выступить третьей стороной в конфликте и успешно повлиять на его разрешение.
  3. Если предыдущие шаги не привели к благоприятному результату, а родители настаивают на переходе ребенка из класса в класс, то они имеют право написать заявление на имя директора о переводе ребенка. Такой перевод возможен только при наличии свободных мест в другом классе. Каждый случай перевода из класса в класс или в другую школу обучающегося стоит тщательно рассматривать и выносить решение в зависимости от конкретной ситуации.
Бывает, что родители класса обращаются к директору с просьбой о замене классного руководителя. Обязан ли директор удовлетворить такую просьбу родителей?
Решение подобного вопроса зависит от причины, побудившей родителей отказаться от данного классного руководителя. В основном родители жалуются, что педагог ненадлежащим образом исполняет функции классного руководителя. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» классный руководитель обязан:
— установить контакт с родителями обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
— проводить консультации, беседы с родителями обучающихся;
— взаимодействовать с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
— организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
— взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
-устанавливать взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися;
— содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
— изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
— определять состояние и перспективы развития коллектива класса;
— осуществлять контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
— осуществлять контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
На классного руководителя возложено достаточно много функций, которые он должен выполнять. Решить, справляется педагог с данной работой или нет, может только администрация образовательного учреждения. На директоре школы лежит ответственность за деятельность, которую осуществляет классный руководитель в образовательном учреждении при работе с детьми.
Если в ходе разбирательств стало известно, что классный руководитель ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, имело место нарушение прав и свобод обучающегося, педагог использовал в своей практике методы, неприемлемые при воспитании и обучении детей, то в отношении него могут начать дисциплинарное расследование.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей.
Учитель может быть отстранен от классного руководства по требованию родителей. Но в таком случае будут необходимы доказательства, указывающие на то, что классный руководитель не выполняет возложенные на него обязанности надлежащим образом (и это подтверждено соответствующими документами), либо он периодически нарушает педагогическую этику (например, оскорбляет учеников, применяет физическое или психологическое насилие к обучаемым или в иной форме унижает их человеческое достоинство). Если за классным руководителем таких нарушений не замечено, то вопрос об его отстранении в конкретном классе будет решаться образовательным учреждением в лице директора школы. В подобных случаях администрация, выяснив все обстоятельства конфликта, оглашает принятое решение заинтересованной родительской общественности.
Прежде чем родитель обратится с просьбой о замене классного руководителя, необходимо тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Не всегда требования родителей и учащихся обоснованы и аргументированы. Часто бывает так, что вполне адекватные требования классного руководителя, соответствующие образовательным нормативам, воспринимаются, как предвзятое отношение, неприязнь со стороны учителя. Помощь в разрешении конфликта могут оказать различные специалисты образовательного учреждения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий