5 марта 2015 г.

Как составить схему предложения

Схема предложения — не просто прихоть педагогов. Она позволяет лучше осознать структуру предложения, найти его специфику, в конце концов, резвее разобрать. Неважно какая схема — это сначала наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, к примеру, с Львом Николаевичем, наглядность для осознания предложения очень нужна.

Начать необходимо с определения, какими членами предложения являются слова. Сначала обусловьте подлежащее и сказуемое — грамматическую базу. Так у вас уже будет полностью определённая «печка», от которой можно будет «танцевать». Потом распределяем по членам предложения другие слова, беря во внимание то, что они все делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу заходит определение, во вторую — дополнение и событие. Учтите и то, что некие слова не являются членами предложения (к примеру, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сходу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).

Итак, у вас уже есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только полосы, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно считать схемой. Но, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, к примеру, предложение осложнённое, другими словами, к примеру, в нём есть деепричастный оборот. Таковой оборот вполне подчёркивается как событие, а на схеме будет отделяться от других линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

Если у вас сложное предложение, то на схеме необходимо будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громадине. Предикативную часть можно выделить средством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая база — одна предикативная часть. Другими словами, если у нас сложносочинённое предложение (другими словами, части в нём равноправны и одна от другой никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а меж ними поместим символ препинания и альянс, который их соединяет: [], и [].

Если же у вас сложное предложение, то вам придётся показать все связи меж частями, так как в таком предложении одна часть подчиняется другой. Та, которой подчиняются, — основная, та, которая подчиняется, — придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми: [], (который… ). Такая схема будет уместна для предложения, к примеру: «Мы узрели дом, который выстроил Джек», и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.

При составлении схемы учитывайте требования вашего педагога, так как требования эти могут различаться. Также не запамятовывайте, что схема — это вроде бы прелюдия к разбору предложения, потому чем больше вы напишете в схеме, тем больше можете осознать и позже сказать. Но не перегружайте схему: к примеру, часто ни к чему демонстрировать на схеме огромного сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Можно отметить только грамматическую базу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий