Синтаксический уровень (стилистические фигуры)
|
антитеза |
Противопоставление мыслей
| Чин следовал ему – он службу вдруг оставил |
инверсия | Обратный порядок слов, располагающий к беседе, вносящий в текст доверительный характер | Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле… |
градация | Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или убывания степени |
Потекли слёзы, ручьи, реки, океаны слёз
|
рефрен | Припев в песне; повторение одного слова или выражения с целью выделения какой-то проблемы |
|
парцелляция | Ряд назывных предложений; предложение, в котором сознательно опущено сказуемое, и тем самым внимание приковано к какому-то объекту. | Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (рисуется фон, на котором впоследствии разовьётся действие) |
Эллипсис (неполное предложение) | Сознательный пропуск единицы высказывания с целью привлечения внимания читателя к какому-то объекту, проблеме) | диалоги |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое построение рядом стоящих самостоятельных предложений. | «Парус» Лермонтова |
Параллельные (однородные) конструкции | Однородные конструкции в рамках одного сложного предложения |
|
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, не имеющее в тексте ответа. М.б. адресовано 1) к себе, 2) к неодушевлённому предмету, 3) неопределённо | «Парус» Лермонтова |
Риторическое восклицание |
Наполняет текст эмоциями
|
|
И-предложение
| Анафора союза. Позволяет сбавить темп развития действия |
|
Риторическое обращение | М.б. адресовано 1) к себе, 2) к неодушевлённому предмету, 3) неопределённо |
Москва! Люблю тебя, как сын…
|
Хиазм | Зеркальное построение предложения. Позволяет выделить мысль. | Мы не рабы – рабы не мы. |
Асиндетон (БСП) | Используется при создании ситуации. Сопровождает констатацию факта. | Я знаю: город будет. Я знаю: саду цвесть… |
Полисиндетон (многосоюзие) | Сложное предложение с несколькими придаточными позволяет выявить причинно-следственные связи. Используется в рассуждении. |
|
Цитирование | М.б. использовано как подтверждение точки зрения автора. Представлено прямой речью и вкраплением. |
|
Умолчание
| Многоточие в конце предложения. Позволяет читателю уйти в свои мысли, навеянные текстом. | «Парус» Лермонтова |
Вводные конструкции | Выражают то или иное отношение к информации. | Степень уверенности, порядок мыслей, источник информации |
Вставная конструкция |
Всегда скобки
| Недавно (меня не было в это время в городе) в доме разразился скандал. |
Односоставное предложение |
· назывное: рисует картину, на фоне которой должно развиваться действие;
· безличное: всегда называет состояние, не зависящее от воли говорящего;
· определённо-личное: 1 или2 лицо, обязательно участвующие в разговоре;
· неопределённо-личное: сказуемое только во мн.ч. Подразумеваются «они»
· обобщённо-личное: подразумевается «ты». Используется в пословицах, так как передаётся что-то, общее для всех.
| Весна. Раннее утро.
Светает. Не хочется спать.
Иди скорее сюда. Встаём. Зайду завтра.
В городе зажгли фонари. Скоро подадут кофе.
Что посеешь, то и пожнёшь. Любишь кататься, люби и саночки возить. |
Обособленное обстоятельство (деепричастный оборот) |
Усиливает динамику текста
|
|
Вопросно-ответная форма |
|
|
уточнение |
Сужает зону информации
|
Там, за рекой…
|
пояснение |
Расширяет зону информации при помощи синонимов.
| Бегемот, или гиппопотам ; лесные голуби, то есть горлинки.. |
Грамматический уровень (языковые средства)
|
анафора | Единоначатие. М.б. звуковая, морфемная, лексическая. | Вечер. Взморье. |
эпифора | Рифма. Мужская: ударение на последнем слоге строфы. Женская: ударение на предпоследнем слоге строфы. Парная: 1-1-2-2. Перекрёстная: 1-2-1-2. Кольцевая:1-2-2-1 |
|
Суффиксы
| См. семантику. |
|
Время глагола-сказуемого | Работает на композицию. Линейнаякомпозиция: было – есть – будет.Рамочная композиция: есть – было – есть (было – есть – было). Ретроспективная: есть – было… |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий