15 мая 2014 г.

Д/З 15.05.14

Русский язык - упр 564 (в,) , 565, стр 172 учить.

Выразительные средства русского литературного языка (Их много, мы с ними только знакомимся. Пусть ребенок сам вам расскажет с какими он уже знаком или познакомился сегодня)

Лексический уровень (тропы)
метафора

Скрытое сравнение

Стаи туч, солнышко на ножке (подсолнух)
эпитетПостоянное поэтическое определение, выраженное прилагательным или наречием, употреблённым в переносном значении

Добрый молодец, красна девица

метонимия
Перенос названия с одного предмета на другой на основе их схожести (количество – качество)

Съел тарелку, выпил стакан

синекдохаРазновидность метонимии, основанная на подмене числа (часть – целое)Слово защите (вместо слово защитнику)
гиперболаЧрезмерное преувеличениеВ сказках (бой Ивана с Горынычем), в былинах (эпизод про Илью Муромца)
литотаЧрезмерное преуменьшениеМальчик с пальчик, мужичок с ноготок
гротескСильное преувеличение, соединение смешного и страшногоСказки С.- Щедрина
иронияУпотребление слова в противоположном значенииПохвала вместо осуждения: «Ну ты молодец!»
сарказмЯзвительная насмешка«На смерть поэта» Лермонтова, монолог Чацкого
каламбур

Игра слов, основанная на омонимии или на многозначности

Шёл дождь и два студента, один в университет, другой в калошах
аллегория
Иносказание, отвлечённо о чём-то конкретном
басни
символСловесный знак, условно выражающий суть явления; всегда многозначен; обусловлен временем употребленияХлеб-соль, золото…
Парафраз, или перифраз

Описательное название чего-либо

Автор романа «Война и мир» (вместо Толстой)
олицетворениеНаделение неодушевлённых предметов чувствами, мыслями, речью (разновидность метафоры) Всегда есть глагол!
Город уснул…
оксюморон

Соединение несоединимого

Живой труп, горячий снег, мёртвые души
цветописьИспользование прилагательных со значением цвета для создания визуального образа

В. Белов, С.Есенин

энантиосемияВозникновение внутри слова противоположного значения

Честить: хвалить и бранить

Лексический повтор (лексическая анафора)Сознательное повторение одного слова с целью заострения внимания читателя на чём-либо


Фонетический уровень (языковые средства)
ассонансПовтор гласных (психолингвистическая работа гласных звуков)«Бородино» Лермонтова
аллитерацияПовтор согласных звуков (создание слуховой и визуальное картины)Свистгрохот, звон, шелест
Какофония (неблагозвучие)расположение слов в таком порядке, который не позволяет легко и быстро прочесть текст. Задача – заострить внимание на проблеме или на состоянии героя



Синтаксический уровень (стилистические фигуры)
антитеза

Противопоставление мыслей

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил
инверсияОбратный порядок слов, располагающий к беседе, вносящий в текст доверительный характерРоняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле…
градацияРасположение близких по значению слов в порядке нарастания или убывания степени
Потекли слёзы, ручьи, реки, океаны слёз
рефренПрипев в песне; повторение одного слова или выражения с целью выделения какой-то проблемы

парцелляцияРяд назывных предложений; предложение, в котором сознательно опущено сказуемое, и тем самым внимание приковано к какому-то объекту.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (рисуется фон, на котором впоследствии разовьётся действие)
Эллипсис (неполное предложение)Сознательный пропуск единицы высказывания с целью привлечения внимания читателя к какому-то объекту, проблеме)диалоги
Синтаксический параллелизмОдинаковое построение рядом стоящих самостоятельных предложений.«Парус» Лермонтова
Параллельные (однородные) конструкцииОднородные конструкции в рамках одного сложного предложения

Риторический вопросВопросительное предложение, не имеющее в тексте ответа. М.б. адресовано 1) к себе, 2) к неодушевлённому предмету, 3) неопределённо«Парус» Лермонтова
Риторическое восклицание

Наполняет текст эмоциями


И-предложение

Анафора союза. Позволяет сбавить темп развития действия

Риторическое обращениеМ.б. адресовано 1) к себе, 2) к неодушевлённому предмету, 3) неопределённо

Москва! Люблю тебя, как сын…

ХиазмЗеркальное построение предложения. Позволяет выделить мысль.Мы не рабы – рабы не мы.
Асиндетон (БСП)Используется при создании ситуации. Сопровождает констатацию факта.Я знаю: город будет. Я знаю: саду цвесть…
Полисиндетон (многосоюзие)Сложное предложение с несколькими придаточными позволяет выявить причинно-следственные связи. Используется в рассуждении.

ЦитированиеМ.б. использовано как подтверждение точки зрения автора. Представлено прямой речью и вкраплением.

Умолчание

Многоточие в конце предложения. Позволяет читателю уйти в свои мысли, навеянные текстом.«Парус» Лермонтова
Вводные конструкцииВыражают то или иное отношение к информации.Степень уверенности, порядок мыслей, источник информации
Вставная конструкция

Всегда скобки

Недавно (меня не было в это время в городе) в доме разразился скандал.
Односоставное предложение
·       назывное: рисует картину, на фоне которой должно развиваться действие;
·       безличное: всегда называет состояние, не зависящее от воли говорящего;
·       определённо-личное: 1 или2 лицо, обязательно участвующие в разговоре;
·       неопределённо-личное: сказуемое только во мн.ч. Подразумеваются «они»
·       обобщённо-личное: подразумевается «ты». Используется в пословицах, так как передаётся что-то, общее для всех.
Весна. Раннее утро.

Светает. Не хочется спать.

Иди скорее сюда. Встаём. Зайду завтра.
В городе зажгли фонари. Скоро подадут кофе.
Что посеешь, то и пожнёшь. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Обособленное обстоятельство (деепричастный оборот)

Усиливает динамику текста


Вопросно-ответная форма

 


уточнение

Сужает зону информации

Там, за рекой…

пояснение

Расширяет зону информации при помощи синонимов.

Бегемот, или гиппопотам ; лесные голуби, то есть горлинки..

Грамматический уровень (языковые средства)
анафораЕдиноначатие. М.б. звуковая, морфемная, лексическая.Вечер. Взморье.
эпифораРифма. Мужская: ударение на последнем слоге строфы. Женская: ударение на предпоследнем слоге строфы. Парная: 1-1-2-2. Перекрёстная: 1-2-1-2. Кольцевая:1-2-2-1

Суффиксы

См. семантику.

Время глагола-сказуемогоРаботает на композицию. Линейнаякомпозиция: было – есть – будет.Рамочная композиция: есть – было – есть (было – есть – было). Ретроспективная: есть – было…

Комментариев нет:

Отправить комментарий