9 апреля 2013 г.

Таблица умножения: запомнить нельзя забыть


Заучивание таблицы умножения – нелегкая задача для многих школьников. Существуют разнообразные техники запоминания для быстрого усвоения математического материала, но они не всегда срабатывают. Как помочь ребенку справиться с этой проблемой?
Итак, перед нами стоит задача помочь ребенку выучить таблицу умножения. То есть школьнику надо уверенно помнить значение ровно ста математических выражений. На первый взгляд – трудно разрешимая задача, которая требует большого количества времени и сил.

Самый верный способ решить сложную задачу – разбить её на несколько маленьких и простых.
«Дедовский» метод зазубривания передается из поколения в поколение, и многим родителям кажется самым надежным, несмотря на длительность и откровенную скуку зубрежки. В чем-то эти родители правы: проверенные поколениями методы редко оказываются совсем уж негодными. Поэтому элемент простого заучивания для запоминания таблицы умножения не будет лишним, если применять его разумно, уместно и в очень малых дозах.
Прежде, чем приступить к заучиванию таблицы целиком, предложите ребенку познакомиться с ней поближе, внимательно рассмотреть и узнать несколько секретов.
В самом начале можно вместе с ребенком внимательно изучить всю таблицу умножения и понаблюдать, каким образом меняются числа: в таблице умножения на 2 результат следующего выражения больше результата предыдущего на 2, в таблице умножения на 3 результаты увеличиваются на 3 от строчки в строчке, в таблице на 4 увеличение идет на 4 и т.д.
Если мы напомните (или сообщите) ребенку о существовании переместительного закона умножения, то объём того, что необходимо запомнить, сразу уменьшится вдвое: ведь чтобы знать, сколько будет 6х3, достаточно знать, сколько будет 3х6!
Задача станет еще более простой, если вы раскроете ребенку новый секрет: если любое число умножить на 1, то получится то же самое число. Легко запомнить и результаты умножения на 10. Возможно, эти секреты ребенок сможет раскрыть и самостоятельно, что тоже будет маленькой, но важной победой.
Когда объем работы уже не будет казаться таким большим и страшным, можно предложить ребенку заучить всего 10 выражений, из которых минимум 3 ему уже и запоминать не надо:
1х1=1, 2х2=4, 3х3=9, 4х4=16, 5х5=25, 6х6=36, 7х7=49, 8х8=64, 9х9=81, 10х10=100
В результате наблюдений и чтения таблицы и выполнения небольшого задания «запомни 10 выражений», в памяти уже надежно осядет вся таблица умножения на 1 и на 10, а также выражения, где оба множителя равны. А ведь заучивание, по сути, ещё и не начиналось!
Потихоньку рассматривая таблицу умножения, находя в ней новые закономерности и секреты, вы с ребенком вдруг обнаружите, что большая и трудная задача постепенно превратится в несколько небольших и не очень трудных заданий, с которыми постепенно можно справиться.
Конечно, кроме традиционного заучивания сейчас вы можете воспользоваться и другими методами, которые помогут быстрее и увереннее освоить таблицу умножения.
Если вашему ребёнку легко даётся заучивание стихотворений наизусть или он просто любит читать, то вы можете предложить ему прочитать и запомнить один из вариантов таблицы умножения в стихах. Но не забудьте, что стихотворные варианты таблицы – это целые поэмы, которые трудно удерживать в памяти полностью. Поэтому, вероятнее всего, стихи об умножении могут стать только дополнительным вспомогательным методом.
Существуют разнообразные компьютерные программы и электронные игры, которые созданы в помощь школьникам и тоже могут ускорить запоминание таблицы умножения. На первый взгляд, они могут показаться очень эффективными. Но, к сожалению, использование только электронных помощников в заучивании таблицы умножения может привести к тому, что знания будут быстро улетучиваться из головы. Это связано с особенностями таких процессов, как запоминание, припоминание и забывание. При использовании специальных программ и электронных игр, как правило, используется определенный алгоритм действий (послушать/прочитать задание, нажать нужную клавишу или кликнуть по участку экрана). В результате запоминаемый материал оказывается тесно связан именно с этим порядком действий, и в отсутствие компьютера или обучающей игрушки припомнить правильный ответ становится трудно. Поэтому компьютерные программы и обучающие игрушки тоже следует рассматривать только как вспомогательный способ, который вносит разнообразие в процесс заучивания и позволяет задействовать максимальное количество каналов восприятия информации.
В книжных и канцелярских магазинах вы можете найти различные перфокарты, таблицы, плакаты, которые тоже могут сослужить добрую службу в качестве наглядных пособий. Но не забывайте, что плакат или таблица, изготовленные ребёнком собственноручно, дадут больший эффект, чем напечатанные в типографии.
Пробуя различные методы запоминания, вы постепенно сможете подметить, какой именно способ наиболее эффективен для вашего ребёнка: самостоятельное рисование таблиц, многократное проговаривание вслух, прослушивание того, что нужно выучить и т.д. В дальнейшем результаты этих наблюдений можно успешно использовать для организации помощи в учебе.
Победа над таблицей умножения по праву станет одним из самых запоминающихся достижений, которое позже можно приводить в качестве примера, когда перед ребенком снова встанет трудная задача. И он с ней непременно справится, научившись разделять большое и трудное дело на несколько маленьких и несложных элементов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий