21 марта 2013 г.

Как научить детей быстро читать


Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной  способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.
Что такое оптимальное чтение?
Это чтение в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена ( со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
 Необходимость оптимального чтения  ясна. Эту проблему рассматривают в нескольких аспектах.
Аспект обучения.
Дети с большой скоростью чтения своевременно выполняют домашние задания. Читают не только заданную литературу, но и художественные произведения по своему интересу, журналы.
Аспект развития.
Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
Аспект воспитания.
 Как правило, кто хорошо читает, тот учится хорошо, плохо читает – успеваемость низкая, склонен к правонарушению.
Экономический аспект.
 Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. В США на многих предприятиях не принимаются на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Идейно-политический аспект.
Школьнику с низкой скоростью чтения не хватает времени заниматься дополнительно: например, читать прессу… низкая техника чтения не способствует освоению информации.
С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
Видный украинский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-200 слов в минуту.
Возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости  - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать.
Хочу привести пример одной мамы.
Я, как уже рассказывала, обучала свою старшую дочку чтению по методике Николая Зайцева.
Учить я начала, когда ей было где-то около четырех лет. Тогда мне удалось раздобыть таблицы.
Выучила моя Рая все склады где-то за месяц. Стала находить нужный слог в таблице и складывать слова.
И вот настал момент перехода от слов к чтению. Даю ребенку книгу, а у него не получается, не хочет читать. Показываю ей, выделяя в книге карандашом каждый склад, она читает, когда я сижу рядом. Но сама пробовать никак не хочет.
Я стала пробовать разные подходы – ничего не выходит. Читает, сидя рядом со мной, но медленно – никак не получается сделать так, чтобы ей захотелось почитать книгу самой.
Стала я думать – как же исправить положение.
Думала-думала и придумала. Делюсь с Вами.
Однажды, уходя за ребенков в детский сад, я сунула в дверь конвертик, на котором было написано: “Для Раи. Секрет”
- Смотри, Рай, тебе кто-то письмо прислал, написано , что секретное, значит, мне читать нельзя. Ты сможешь справиться сама?, сказала я.
- Смогу, ответила дочь.
Развернула в укромном уголке письмо и стала читать. Здесь вы можете написать что угодно, лишь бы заинтересовать ребенка.
Я написала, что пишет письмо пушистый зверек, по имени Милли, живет в лесу, ему очень хочется подружиться с какой-нибудь девочкой. Не захочет ли Рая дружить с ним. Пусть напишет письмо.
Рая захотела. Накарябала письмецо, как смогла, где буквы, где рисунки. Запечатала в конверт и дала мне отправить.
Таким образом я стала писать письма дочке каждый день. Со временем они становились все длиннее, слова сложнее. Доча пыхтела, но справлялась сам.
Таким образом у нас пошел процесс беглого чтения.
Следующим этапом обучения были покупки новых книг. С условием, что читать будем по очереди. Я читаю до самого интересного момента, дальше читает Рая.
Поверьте, прошло совсем немного времени и я уже для чтения дочке была не нужна. Каждый вечер она садилась за книги и глотала их с невероятной скоростью. Оставалось только покупать новые.
Так и читает до сих пор:)
Вот я сохранила две первые записочки, написанные мне моей дочкой в возрасте четырех лет. Они греют мне сердце до сих пор, хотя прошло уже семнадцать лет…

Эта методика была мной опробована и в случае с племянницей. Только она была выдумщицей и сама придумала себе дракончика Чубса, с которым якобы дружила. Оставалось только писать ей записки от Чубса,
Думаю, если вы не знаете, как научить ребенка читать быстро, если столкнулись с такой проблемой, можно взять любимого сказочного героя и написать секретную записку. Подойдет и Чебурашка, и Карлсон, и Принцесса. Сыграйте на детских интересах и процесс чтения пойдет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий