22 января 2013 г.

О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма


Под каллиграфией в школьной практике понимают  искусство писать  четким и красивым почерком.  Наблюдения  показывают, что сегодня выработке каллиграфического почерка  учителя стали уделять все меньше и меньше внимания.  С одной стороны это и объяснимо: сложность процесса формирования графического навыка, большой объем изучаемого материала на уроке, да и умение пользоваться письменным рукописным способом  общения  не является сегодня исключительно важным.  С другой стороны – степень владения техникой письма (каллиграфией) в некоторых случаях оказывает влияние на грамотность. Например, замечено, что:

  • При крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.
  • Нечет­кое или неправильное изображение формы букв, их соедине­ний, небрежная запись слов, в целом тексте приводит к ошибкам типа: потенул (потянул),  Олога (Ольга).
  • Появление лишних (двойных) букв в словах типа Аарбуз, ввода, оодна является  результатом механического закреп­ления письма образцов типа Аа, Оо, Вв. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти уча­щихся и сохраняется в их письме на определенное время.
  • При ускоренном письме часто наблюда­ются замены, искажения букв. И. Н. Садовникова, исследовав­шая причины нарушения письменной речи у младших школь­ников, объясняет тем, что оптически (зрительно) — се, со, удз, лн, мш, иш, вд  схожи; а буквы - оа, бд, иу, пт, лм, ню, хж, чь  схожи  в движениях руки при их записи.   В этих буквах совпадает начертание первого элемента: ребенок либо неправильно передает количество одинаковых элементов (л — м, п — т, и — ш, му — лу и т. п.), либо ошибочно выбирает последующий элемент (р — у, Г — Р).
  • Слишком медленное  письмо приводит к пропуску гласных (например, с(у)д, ж(у)к, каш(а),б(е)лка) или   согласных при стечении (например, вс(т)реча, лам(п)а). 
  Самая распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность темпа мысленного проговаривания слова и темпа его записи. Например, записывая слово маки, ученик мысленно проговаривает первый слог ма, рука успевает записать только букву м; ученик, не ожидая завершения (зрительный контроль не срабатывает) записи, проговаривает второй слог – ки, и рука как бы приняв новый сигнал, начинает сразу воспроизводить новый слог, появляется запись мки. 
По И. М. Дьяконову  “Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи с помощью системы начертательных образов”. Под начерта­тельными обозначениями обычно понимаются буквы, объединение которых в слоги и слова  регулируется специальными пра­вилами каллиграфии и орфографии.  Отсюда взаимосвязь каллиграфии и грамотности.
Считаю, что, уделяя  больше внимания  каллиграфии  (четкости начертания букв, правильности их соединения, разборчивости письма)   в начальной школе,  мы обеспечиваем условия  для  выработки грамотного письма в дальнейшем. 
С глубоким уважением ко всем,  кто   думает иначе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий