6 декабря 2012 г.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ



1.      ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

1.1.      Контрольные работы (диктанты, списывания, изложения).

1 класс
всего
2 класс
всего
3 класс
всего
4 класс
всего
к/диктант
0,0,0,1
1
2,2,3,2
9
2,3,2,2
или
2,2,3,2
9
2,2,4,2
10
к/списывание
0,0,0,2
2
1,1,1,1
4
1,1,1,0
3
1,0,0,1
2
к/изложение
нет
0
0,0,0,1
1
0,0,0,1
1
0,1,1,0
2

Объем диктанта:
Объём диктанта в 1 классе – в течение года 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов; в конце года 15 слов для диктанта или текст из 15 слов для списывания.



1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
2 класс
20-25 слов
25-30 слов
30-35 слов
35-40 слов
3 класс
40-45 слов
45-50 слов
50-55 слов
55-60 слов
4 класс
60-65 слов
65-70 слов
70-75 слов
75-80 слов

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут во 2-4 классах, 25-30минут в 1 классе.

1.2.Классификация ошибок и недочётов.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
-     нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
-     неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
-     отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
-     наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
-     существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
-     отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
-     употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
-     отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
-     отсутствие "красной" строки;
-     неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
-     незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание:
-     2 исправления считаются за 1 ошибку;
-     при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения;
-     при оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык;
-     при оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок;
-     ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы;

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Неудовлетворительная оценка выставляется только за контрольное изложение, так как данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер.
Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку (диктант и грамматическое задание, контрольное изложение и списывание) соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

1.2.1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:
a)      3 орфографические и 2-3  пунктуационные;
b)      4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)      5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более  ошибок.
1.2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Отметка "2" - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, учитываются при выставлении оценки за диктант.
1.2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь проверяется умение списывать с печатного текста, также обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)      3 орфографические и 2-3  пунктуационные;
b)      4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)      5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более  ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.


1.3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 4 и более ошибок.
2-й класс - 8-10 слов.
3-й класс - 10-12 слов.
4-й класс - 12-15 слов.

1класс
-
2класс
9
3класс
9
4класс
9

1.4. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (развитие речи).
На данный вид работ рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера зависит от требований УМК (приблизительно 1 раз в две недели, не менее 17 работ за учебный год).

Контрольные изложения
2 класс - 1 в конце года;
3 класс - 1 в конце года;
4 класс - 2 (1полугодие и 2 полугодие по одному).
Объём изложения на 15 -20 слов больше, чем объём текстов для диктанта.
Объём сочинений в 3 классе от 0,5 до 1 страницы (примерно 9 предложений или 50-60 слов), в 4 классе – 11-12 предложений или 70-80 слов.

При проверке творческих работ любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за  содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.   

1.4.1. Критерии оценки творческих работ.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта.
При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:
·        несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения);
·        внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
·        неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слов в несвойственном ему значении.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-       Наличие ошибок на изученные правила по орфографии (включая грубые пропуски, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах).
-       Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса.
-       Отсутствие изученных знаков препинания в тексте.
-       Существенные отступления от авторского теста при написании изложения, искажающие смысл произведения.
-       Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте.
-       Употребление слов в несоответствующем им значении.
-       Недочёты:
-       Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы.
-       Незначительные нарушения в логике событий авторского текста при написании изложения.
-       Отсутствие красной строки.

Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)      3 орфографические и 2-3  пунктуационные;
b)      4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)      5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более  ошибок.

Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" - логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 -2) фактические и речевые неточности.
Отметка   "3" -   имеются   некоторые   отступления   от  темы,   допущены   отдельные   нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов в  главной части, не раскрыта основная мысль и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)      3 орфографические и 2-3  пунктуационные;
b)      4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)      5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более  ошибок.

1.4. ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
2.      ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ.
2.1. Контрольные работы

Контрольные работы

Классы
Четверти
Всего
1
2
3
4
1класс
-
-
-
1
1
2класс
-
1
3
2
6
3класс
2(3)
3(2)
4(4)
3(3)
12
4класс
2(3)
3(2)
4(4)
3(3)
12

Математические диктанты

Минимальный объём 12 действий.
1класс
-
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" – 1/5 часть действий выполнена с ошибками.
Отметка "3" – 1/4 выполнена не верно.
Отметка "2" – 1/2 выполнена не верно.
2класс
9
3класс
9
4класс
9

2.1.1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1.1.1 Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-       незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
-       неправильный выбор действий, операций;
-       неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
-       пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
-       несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
-       несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
-       неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
-       ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
-       неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
-       наличие записи действий;
-       отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
2.1.1.2. Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
-       неправильный ответ на поставленный вопрос;
-       неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
-       при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
-     неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
-     при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
-     неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
-     медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
-     неправильное произношение математических терминов.

2.1.2. Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме.
Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.)
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

2.1.3. Виды контрольных работ, их цели и оценивание.

1 полугодие 2 класса - до 20 минут
2 полугодие 2 класса - до 35 минут
1 и 2 полугодие 3 и 4 класс - до 40 минут

Работа, состоящая из примеров
Цель: проверка вычислительных навыков учащихся.
Не более 12 вычислительных действий
Работа, состоящая из задач
 Цель: проверка умения решать задачи
2 - 3 задачи
Комбинированная работа
Цель: проверка знаний, умений и навыков по всему материалу темы, четверти, полугодия года. Содержит задачи, примеры и задания другого вида (задания на нумерацию чисел, на сравнение чисел, на порядок действий).
Работа, состоящая из 1 задачи, примеров и заданий других видов (не более 12 вычислительных действий)
Работа, состоящая из 2 задач и примеров (не более 12 вычислительных действий)

Оценивание контрольных работ
«5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
-     отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
-     не более одного недочета.
 «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
-     наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу;
-     не бо­лее 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
-     использование нерациональных приемов решения учебной задачи.
 «3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
-     не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
-     не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
 «2»  - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
-     наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
-     более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.
Обязательна дополнительная часть повышенной трудности (не менее 2 заданий), за которую выставляется дополнительная оценка («4» - если выполнено только одно из заданий, «5» - за выполнение двух заданий).

Самостоятельная работа
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.
Самостоятельная работа:
а)  должна присутствовать на каждом уроке (10-20 минут);
б) предусматривает помощь учителя;
в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель работы:
1) закрепление знаний;
2) углубление знаний;
3) проверка домашнего задания;
Начиная работу, сообщите детям:
1) время, отпущенное на задания;
2) цель задания;
3 )в какой форме оно должно быть выполнено;
4) как оформить результат;
5 какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание). 

3. КОНТРОЛЬ И ЕГО ОСОСБЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Цель проверки:
-       навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
-       умения выразительно читать и пересказывать текст;
-       учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется:
1.     правильности передачи основного содержания текста;
2.     последовательности и полноте развития сюжета;
3.     выразительности при характери­стике образов.
Учитель контролирует собственно читательскую деятельность школьника:
-       умение ори­ентироваться в книге
-       знание литературных произведений, их жанров и особенностей
-       знание имен детских писа­телей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Ес­ли в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над по­ниманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение по­степенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80 - 85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные зада­чи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла чи­таемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения от­дельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными за­
дачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготов­ленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств вы­разительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; до­стижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависи­мости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки при чтении
Ошибки:
-     искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-     неправильная постановка ударений (более 2);
-     чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-     непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-     неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-     неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, под­тверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-     нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-     нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-     монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-     не более двух неправильных ударений;
-     отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-     осознание прочитанного текста  за время, немного превышающее установленное;
-     неточности при формулировке основной мысли произведения;
-     нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при пере­
дачи характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в дан­ном документе.

3.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО ЧТЕНИЮ
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или собы­тия), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого ис­пользовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступ­ные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для провер­ки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. 
4. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (естествознание и обществознание).
Цель контроля:
-         проверка знания фактов учебного материала;
-         умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников;
-         применять комплексные знания.

4.1. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-         неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
-         нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
-         неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
-         ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-         незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
-         отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-         ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
-         неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
-         преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-         неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
-         отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
-         неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
-         неточности при нахождении объекта на карте.

4.2. Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
1.    Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
2.    Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные свези, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен
для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

4.3. Нормы оценок за все виды проверочных работ
«5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
-        отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
-        не более одного недочета.
 «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
-        наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
-        не бо­лее 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
-        использование нерациональных приемов решения учебной задачи.
 «3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
-        не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
-        не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
 «2»  - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
-        наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
-        более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказыва­ет влияние на содержание и формы контроля.
Основная цель контроля проверка знания фактов учебного мате­риала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий