1.
ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1.1.
Контрольные работы (диктанты,
списывания, изложения).
|
1 класс
|
всего
|
2 класс
|
всего
|
3 класс
|
всего
|
4 класс
|
всего
|
к/диктант
|
0,0,0,1
|
1
|
2,2,3,2
|
9
|
2,3,2,2
или
2,2,3,2
|
9
|
2,2,4,2
|
10
|
к/списывание
|
0,0,0,2
|
2
|
1,1,1,1
|
4
|
1,1,1,0
|
3
|
1,0,0,1
|
2
|
к/изложение
|
нет
|
0
|
0,0,0,1
|
1
|
0,0,0,1
|
1
|
0,1,1,0
|
2
|
Объем
диктанта:
Объём
диктанта в 1 классе – в течение года 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога,
2-3 слова или предложение из 2-3 слов; в конце года 15 слов для диктанта или
текст из 15 слов для списывания.
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
2 класс
|
20-25 слов
|
25-30 слов
|
30-35 слов
|
35-40 слов
|
3 класс
|
40-45 слов
|
45-50 слов
|
50-55 слов
|
55-60 слов
|
4 класс
|
60-65 слов
|
65-70 слов
|
70-75 слов
|
75-80 слов
|
На проведение контрольных работ, включающих в себя
грамматические задания, отводится 35-40 минут во 2-4 классах, 25-30минут в 1
классе.
1.2.Классификация ошибок и недочётов.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1
ошибку (например, ученик дважды в слове "песок"
написал вместо "е" букву "и").
Ошибки
на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки
(например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове
"лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове
"повозка").
Ошибкой
считается:
-
нарушение
правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и
вставки лишних букв в словах;
-
неправильное
написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой
каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
-
отсутствие
изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в
начале предложения);
-
наличие
ошибок на изучение правила по орфографии;
-
существенные
отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл
произведения;
-
отсутствие
главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
-
употребление
слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
-
отсутствие
знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с
большой буквы;
-
отсутствие
"красной" строки;
-
неправильное
написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и
тоже правило;
-
незначительные
нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание:
-
2 исправления считаются за 1 ошибку;
-
при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность
ее выполнения;
-
при оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический
навык;
-
при оценивании
работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок;
-
ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на
изученное правило, в
особенности на давно изученные орфограммы;
При
оценке
изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного
содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на
искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Неудовлетворительная оценка выставляется только за контрольное изложение, так
как данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер.
Нормы
оценок за контрольные работы по русскому языку (диктант и грамматическое
задание, контрольное изложение и списывание) соответствуют общим требованиям,
указанным в данном документе.
1.2.1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
Отметка "5" - за работу, в которой нет
ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено
не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2
пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено
от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:
a)
3 орфографические и 2-3
пунктуационные;
b)
4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено
6 и более ошибок.
1.2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" - правильно выполнено не менее
3/4 заданий.
Отметка "3" - правильно выполнено не менее
1/2 заданий.
Отметка "2" - правильно выполнено менее 1/2
заданий.
Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом
задании, учитываются при выставлении оценки за диктант.
1.2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Здесь проверяется умение списывать с печатного текста, также обнаруживать
орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста,
выписывать ту или иную часть текста.
Отметка "5" - за работу, в которой нет
ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено
не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2
пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено
от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)
3 орфографические и 2-3
пунктуационные;
b)
4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено
6 и более ошибок.
АЛГОРИТМ
СПИСЫВАНИЯ
1Прочитай предложение, чтобы понять и
запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори
предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом
предложении.
4. Прочитай
предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори,
глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши,
диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь
написанное предложение.
Тексты
диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения
всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм
(примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова
на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются
на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых
находится на стадии изучения. Предложения должны быть просты по структуре,
различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением
синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены
предложения).
Для
проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в
содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо
успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной
трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для
контрольных
списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.
Для
изложений
предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией.
Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа,
портрета и т.п.
1.3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
|
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 4 и более ошибок.
|
2-й класс - 8-10 слов.
|
|
3-й класс - 10-12 слов.
|
|
4-й класс - 12-15 слов.
|
1класс
|
-
|
2класс
|
9
|
3класс
|
9
|
4класс
|
9
|
1.4. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (развитие речи).
На данный вид работ рекомендуется отводить не менее
одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера зависит
от требований УМК (приблизительно 1 раз в две недели, не менее 17 работ за учебный
год).
Контрольные изложения
2 класс - 1 в конце года;
3 класс - 1 в конце года;
4 класс - 2 (1полугодие и 2 полугодие
по одному).
Объём изложения на 15 -20 слов больше, чем объём текстов для диктанта.
Объём сочинений в 3 классе
от 0,5 до 1 страницы (примерно 9 предложений или 50-60 слов), в 4 классе – 11-12 предложений или
70-80 слов.
При проверке творческих работ любое сочинение и изложение оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание
и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических
средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
1.4.1. Критерии оценки
творческих работ.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как
при оценке диктанта.
При оценке содержания и речевого оформления следует
учитывать следующие наиболее типичные недочёты:
·
несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения);
·
внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста,
неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
·
неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слов в
несвойственном ему значении.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение
оценки
Ошибки:
- Наличие ошибок на изученные
правила по орфографии (включая грубые пропуски, перестановки, замены и вставки
лишних букв в словах).
- Неправильное написание слов, не
регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса.
- Отсутствие изученных знаков
препинания в тексте.
- Существенные отступления от
авторского теста при написании изложения, искажающие смысл произведения.
- Отсутствие главной части
изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте.
- Употребление слов в
несоответствующем им значении.
- Недочёты:
- Отсутствие знаков препинания в
конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы.
- Незначительные нарушения в логике
событий авторского текста при написании изложения.
- Отсутствие красной строки.
Изложение
Отметка
за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" - правильно и последовательно
воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" - незначительно нарушена
последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и
речевые неточности.
Отметка "3" - имеются некоторые отступления
от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности
изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" - имеются значительные
отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части,
основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует
связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка
за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" - за работу, в которой нет
ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено
не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2
пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено
от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)
3 орфографические и 2-3
пунктуационные;
b)
4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено
6 и более ошибок.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" - логически последовательно
раскрыта тема.
Отметка "4" - незначительно нарушена последовательность изложения
мыслей, имеются единичные (1 -2) фактические
и речевые неточности.
Отметка
"3" - имеются
некоторые отступления от
темы, допущены отдельные нарушения последовательности
изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" - имеются значительные отступления от темы, пропуск
важных эпизодов в главной части, не
раскрыта основная мысль и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными
предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка
за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" - за работу, в которой нет
ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено
не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2
пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено
от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)
3 орфографические и 2-3
пунктуационные;
b)
4 орфографические и 2 пунктуационные;
c)
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено
6 и более ошибок.
1.4. ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
2.
ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
ПО МАТЕМАТИКЕ.
2.1. Контрольные работы
Контрольные работы
Классы
|
Четверти
|
Всего
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
||
1класс
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
2класс
|
-
|
1
|
3
|
2
|
6
|
3класс
|
2(3)
|
3(2)
|
4(4)
|
3(3)
|
12
|
4класс
|
2(3)
|
3(2)
|
4(4)
|
3(3)
|
12
|
Математические диктанты
Минимальный
объём 12 действий.
1класс
|
-
|
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" – 1/5 часть действий
выполнена с ошибками.
Отметка "3" – 1/4 выполнена не верно.
Отметка "2" – 1/2 выполнена не верно.
|
2класс
|
9
|
|
3класс
|
9
|
|
4класс
|
9
|
2.1.1. КОНТРОЛЬНЫЕ
РАБОТЫ
2.1.1.1 Оценивание
письменных работ
В
основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и
объем выполненного задания.
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил,
алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или
используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания -
проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий,
операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания,
наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических
построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков,
обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при
оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не
связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи
ответа.
Снижение
отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
2.1.1.2. Оценивание
устных ответов
В
основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность,
обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить
задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать
соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или
полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся
индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
2.1.2.
Особенности организации контроля по математике
Текущий
контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной
форме.
Письменные
работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в
форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно,
чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с
помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного
определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения
находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический
контроль
по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для
тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных
вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди
тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых
проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления.
Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов
работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на
сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы
отводится 5-6 минут урока.
Итоговый
контроль
по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические
задачи, примеры, задания геометрического характера и др.)
Нормы
оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям,
указанным в данном документе.
2.1.3.
Виды контрольных работ, их цели и оценивание.
1 полугодие 2 класса - до
20 минут
2 полугодие 2 класса - до
35 минут
1 и 2 полугодие 3 и 4
класс - до 40 минут
Работа, состоящая из примеров
Цель: проверка вычислительных навыков учащихся.
Не более 12 вычислительных
действий
Работа, состоящая из задач
Цель: проверка умения решать задачи
2 - 3
задачи
Комбинированная работа
Цель: проверка знаний, умений и навыков по всему материалу
темы, четверти, полугодия года. Содержит задачи, примеры и задания другого вида
(задания на нумерацию чисел, на сравнение чисел, на порядок действий).
Работа,
состоящая из 1 задачи, примеров и заданий других видов (не более 12 вычислительных действий)
Работа,
состоящая из 2 задач и примеров (не
более 12 вычислительных действий)
Оценивание
контрольных работ
«5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
-
отсутствие
ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
-
не более одного
недочета.
«4» -
уровень
выполнения требований выше удовлетворительного:
-
наличие 2-3
ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу;
-
не более 2
ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
-
использование
нерациональных приемов решения учебной задачи.
«3» -
достаточный
минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
-
не более 4—6
ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
-
не более 3-5
ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
«2» - уровень
выполнения требований ниже удовлетворительного:
-
наличие более 6
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
-
более 5 ошибок
или более 8 недочетов по пройденному материалу.
Обязательна дополнительная
часть повышенной трудности (не менее 2 заданий), за которую выставляется
дополнительная оценка («4» - если выполнено только одно из заданий, «5» - за
выполнение двух заданий).
Самостоятельная
работа
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
Самостоятельная
работа:
а) должна
присутствовать на каждом уроке (10-20 минут);
б) предусматривает
помощь учителя;
в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель работы:
1) закрепление
знаний;
2) углубление
знаний;
3) проверка домашнего задания;
Начиная работу, сообщите детям:
1) время,
отпущенное на задания;
2) цель
задания;
3 )в какой форме оно должно быть выполнено;
4) как
оформить результат;
5 какая
помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).
3. КОНТРОЛЬ
И ЕГО ОСОСБЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Цель
проверки:
-
навык осознанного
чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
-
умения
выразительно читать и пересказывать текст;
-
учить наизусть
стихотворение, прозаическое произведение.
При
проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание
уделяется:
1.
правильности
передачи основного содержания текста;
2.
последовательности
и полноте развития сюжета;
3.
выразительности
при характеристике образов.
Учитель
контролирует собственно читательскую деятельность школьника:
-
умение ориентироваться
в книге
-
знание
литературных произведений, их жанров и особенностей
-
знание имен
детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о
природе и т.п.).
Чтение
и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет
специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом
усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных
слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение
постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является
изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе
основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения
навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от
10-15% в первом классе до 80 - 85% в четвертом классе).
Учитывая
особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит
конкретные задачи контролирующей деятельности:
в
первом классе проверяется
сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого
текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание
значения отдельных слов и предложений;
во
втором классе проверяется
сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в
третьем классе наряду с проверкой
сформированности умения читать целыми словами основными за
дачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
дачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
в
четвертом классе проверяется
сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение
осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту
(вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и
наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный
выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера
произведения.
Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение оценки при чтении
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка,
пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение
темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за
установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного
содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в
произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств
выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли
произведения;
- нецелесообразность использования средств
выразительности, недостаточная выразительность при пере
дачи характера персонажа.
дачи характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности
соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
3.1.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО ЧТЕНИЮ
Текущий
контроль по чтению проходит на
каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение
текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно),
выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале
изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и
письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи
предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический
контроль проводится после
изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной
форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий,
построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый
контроль по проверке чтения вслух
проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и
содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет
количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как
букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель
задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится
фронтально или группами.
4.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (естествознание и обществознание).
Цель контроля:
-
проверка знания
фактов учебного материала;
-
умения детей
делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных источников;
-
применять
комплексные знания.
4.1. Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
неправильное
определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
-
нарушение
последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она
является существенной;
-
неправильное раскрытие
(в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или
иного изученного явления;
-
ошибки в
сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-
незнание
фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
-
отсутствие умения
выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить
свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-
ошибки при
постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
-
неумение
ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных
объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
-
преобладание при
описании объекта несущественных его признаков;
-
неточности при
выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат
работы; отсутствие обозначений и подписей;
-
отдельные
нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к
неправильному результату;
-
неточности в
определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих
вопросов;
-
неточности при
нахождении объекта на карте.
4.2. Особенности организации контроля по
"Окружающему миру"
Для
контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные
работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а
также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями,
лабораторным оборудованием.
Фронтальный
опрос проводится как беседа - полилог,
в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию
вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие
обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед -
проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет
необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания
фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и
т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить,
проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный
устный опрос также имеет свои
специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной
области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание
и рассказ-рассуждение.
1. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления
окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке
этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее
существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения
к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика
отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль
своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала,
самостоятельно выполненных рисунков и схем.
2. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания,
правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные свези,
использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем,
таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен
для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При
письменной проверке знаний по
предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются
такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного
письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи
младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким
вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление
высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными
карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы,
диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить
как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе
индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменного контроля
сформированности представлений об окружающем мире являются графические
работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний,
умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической
формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного
опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями.
Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих
естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных
работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием,
планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
4.3. Нормы оценок за все виды
проверочных работ
«5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
-
отсутствие
ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
-
не более одного
недочета.
«4» - уровень выполнения требований выше
удовлетворительного:
-
наличие 2-3
ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
-
не более 2
ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
-
использование
нерациональных приемов решения учебной задачи.
«3» - достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе:
-
не более 4-6
ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
-
не более 3-5
ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
«2» - уровень выполнения требований ниже
удовлетворительного:
-
наличие более 6
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
-
более 5 ошибок
или более 8 недочетов по пройденному материалу.
Специфичность
содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир»,
оказывает влияние на содержание и формы контроля.
Основная
цель контроля проверка знания
фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать
обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять
комплексные знания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий