25 августа 2012 г.

Стратегии образования детей: каждому родителю приходится делать выбор


Анна Курская, обозреватель РИА Новости
Перед каждой российской семьей, в которой есть дети, встают множество вопросов: в какую школу отдать ребенка, в какие кружки и секции записать, нанимать ли ему репетиторов? Есть и другой вопрос, на который нет однозначного ответа: кто должен нести основную ответственность за образование и воспитание ребенка - семья или школа? РИА Новости в рамках проекта "Социальный навигатор" представляет результаты исследования образовательных стратегий семей, которое поможет родителям проанализировать собственные установки.
Авторы исследования, проведенного сотрудниками Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по заказу рабочей группы Стратегии-2020 "Новая школа", опросили шесть тысяч родителей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста, из разных регионов России.
Полученные данные позволили ученым разделить всех российских родителей с точки зрения подхода к образованию детей на три группы. Впрочем, говорят они, в зависимости от возраста ребенка некоторые семьи меняют свои установки, поэтому размеры групп меняются.
Средняя школа: надежный сейф или временный вариант?
Родители из первой группы (от 46 до 51%) воспринимают школу как "сейф", куда можно однажды сдать ребенка и больше об этом не беспокоиться. Хотя эти взрослые готовы помогать детям в подготовке к школе, но после поступления в первый класс они перекладывают на школу всю ответственность за обучение и воспитание, и стараются больше об этом глубоко не задумываться.
 "Эти семьи живут в стиле «ну вот, оно случилось». Родился ребенок. "Его надо куда-то отдать? Отдадим туда-то". Выбирая школу, эти родители не залезают в интернет посмотреть отзывы, а выбирают ближайшую к дому", - рассказал РИА Новости один из авторов исследования, директор Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Виктор Вахштайн.
Родители из второй группы (от 14 до 34%), наиболее образованные из всех, не ждут, что одна даже очень хорошая школа сможет удовлетворить всем их запросам. Они целенаправленно подбирают для своих детей дополнительные занятия, причем не особенно доверяют районным клубам и школьным кружкам и предпочитают нанимать репетиторов.
«Эти родители инвестируют в будущее своих детей, - пояснил автор исследования. - Сначала они ищут для них по интернету хорошую школу, затем активно включаются в процесс обучения. Даже те из них, кто не обладает высоким доходом, как правило, обладают большим количеством свободного времени, которое тратят на ребенка".
Главным критерием выбора школы или курсов эти родители считают высокий уровень учебной подготовки. Размышляя о будущем своих детей, они, в отличие от других родителей, ориентируются не только на "поступление в вуз" или абстрактную "хорошую работу", но и на промежуточные показатели успеваемости: хорошие текущие оценки в школе, высокие баллы по ГИА и ЕГЭ.
Для третьей части родителей (от 15 до 41%) на первый план выходит успешная социализация своих детей. Эти люди, обычно имеющие среднее специальное образование и невысокий уровень дохода, ограничивают выбор образовательного учреждения для своих детей ближайшей к дому школой и районным клубом.
"Им важно, чтобы в школе был набор услуг дополнительного образования, - отметил Виктор Вахштайн - Они не будут ребенка таскать с шахматного кружка в секцию плавания, а оттуда в кружок художественной самодеятельности. То, что сейчас называется "интегрированными образовательно-воспитательными программами» востребовано именно этой частью населения".
Нет стратегий плохих и хороших
Три перечисленные образовательные стратегии только на первый взгляд можно оценить как "правильные" и "неправильные". "За разницей в средствах нередко скрывается разница целей", - писал один из основателей современной социологии Макс Вебер. Действительно, каждый подход имеет право на существование в зависимости от того, какую цель ставят перед собой родители.
Если взрослые хотят предоставить ребенку все возможные ресурсы для получения знаний, помогая ему на каждом этапе определить зону ближайшего развития, они найдут способы сделать это, невзирая на ограниченное количество денег.
Если же они хотят как можно меньше впускать школьные проблемы ребенка в свою жизнь, они достигнут и этой цели. Хотя этот способ не особенно надежен, ведь хронически нерешенная проблема имеет свойство возвращаться к человеку снова и снова.
В принципе, при любых установках родителей ребенок может стать успешным в учебе, ведь на учебные достижения влияют многие факторы, среди которых природные способности и волевые качества ученика, компетентность учителей, уровень подготовки и мотивация одноклассников.
Многие родители, которые предпочитают выбирать школу один раз на весь срок учебы (в 41% случаев выбор падает на школу, ближайшую к дому), опираются не только на соображения удобства, но и на воспоминания о собственном детстве, когда почти все средние школы "без уклона" были примерно одинаковыми. К сожалению, за последние годы дифференциация учебных заведений сильно возросла, считают эксперты.
"Некоторые хорошие школы за последние двадцать лет стали еще лучше, а другие, похуже, испортились еще сильнее, - рассказала РИА Новости директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец. - В этом году, например, около 80 московских школ не смогли набрать учеников в первые классы, что говорит о низком качестве образования в них".
Кроме того, сегодня родителям приходится обращать внимание на качество и репутацию не только учебного заведения, но его отдельных частей, поскольку не всегда хорошая начальная, основная и старшая школы сосуществуют под одной крышей. Выходит, что выбор сегодня родителям приходится делать чаще, чем это было принято два-три десятка лет назад, когда они сами были учениками.
Контрольные точки выбора
Эксперты называют несколько ключевых моментов, когда родителям есть смысл внимательно взглянуть на однажды сделанный выбор и при необходимости пересмотреть его. Первой контрольной точкой они называют срок в полгода-год после начала обучения в первом классе.
"Если ребенку в школе некомфортно, и родители видят, что он ничему особенно не учится, то нужно решать вопрос о том, куда ребенка переводить. К сожалению, взрослые обычно не обращают внимания на эти признаки. Думают, что ребенок привыкнет, проблема рассосется", - рассказала РИА Новости директор Центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ Татьяна Клячко.
Если серьезных проблем в первом классе не возникло, то во второй раз оценить ситуацию стоит тогда, когда ребенок переходит в основную школу. Здесь, по мнению экспертов, нужно ориентироваться в первую очередь на его интересы, пристрастия, желание или нежелание учиться. К этому времени у некоторых детей уже заметно проявляются, например, математические или гуманитарные способности, и это может стать сигналом для родителей, что стоит подумать о переходе в школу с профильной подготовкой.
Третья контрольная точка связана с поступлением в 10 класс и, в этот момент многие родители выбирают не только школу, но и вуз. Это самый ответственный момент в школьной жизни ребенка, считает Татьяна Клячко, поскольку если подросток попал в 10 класс, то при нынешней демографической ситуации он практически со 100% гарантией сможет поступить и в вуз. Именно в это время становится видно, следил родитель за успехами своего ребенка в школе, задумывался о них, или нет.
Сам факт анализа ситуации и выбора школы положительно действует на ребенка и его семью, считает эксперт.
"Родители и дети взвешивают свои силы, возможности и интересы, обсуждают будущее, - пояснила она. - Это очень важный момент как для построения образовательной траектории, так и для осознания ребенком своего места в жизни".

Комментариев нет:

Отправить комментарий