3 мая 2012 г.

"Картофельный БУМ"


Цели: углубить и расширить знания учащихся по систематике, биологии, агротехнике картофеля; продолжить формирование самостоятельной познавательной активности; содействовать развитию коммуникабельных качеств у учащихся через выступления перед аудиторией; прививать уважение к сельскохозяйственным профессиям и интерес к различным видам деятельности.

Ребята, исполняющие роли "картофеля”, "агронома”, ”селекционера”, ”врача”, "повара”, "учителя русского языка», «актеров театра», «артисты» – сидят за отдельными столами, перед каждым табличка с указанием профессии.
На доске:  «Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”  В.Астафьев.
Учитель:
Декоративный цветок,  лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п. - не правда ли,  заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще - ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле.
Первое картошкино имя было «ПАПА»- так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.
Англичане называли его ПОТАТО.
Голландцы и французы- ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.
Итальянцы-ТАРТУФЕЛЬ.
А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, , который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.
 Мы сегодня с вами о нем и поговорим.  На нашем внеклассном мероприятии присутствуют гости, представители разных профессий, так или иначе связанных с картофелем.

Итак,  что же означает слово картофель, давайте вместе с   учителем русского языка  заглянем в толковый словарь.
Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель –огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.
Конкурс 1:
А сейчас мы  попробуем поиграть со словом «Картофель»
               Если взять большое слово,
               Вынуть буквы – раз и два!
               А потом собрать их снова,
               Выйдут - новые слова!
Кто из вас составит больше слов из слова  картофель.

Учитель: Ребята, как же мы будем проводить мероприятие без главного гостя. я знаю! Давайте попросим актеров  театра.

Инсценирование стихотворения  «Ссора»
Однажды картошка приходит к морковке
И видит: морковка лежит в упаковке.
-Морковка, морковка, скажи мне на милость:                   
Куда это нынче ты так нарядилась?
-Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:
Сегодня меня пригласили к ножу.
Меня без тебя пригласили к нему,
Тебя я, картошка, с собой не возьму.
Картошка сказала: «Подумаешь, нож!
Чихать мне на то, что меня не возьмешь!
Две ложки меня пригласили на щи.
Пойду без тебя, уж и  ты не взыщи!»
Еще пригласили меня в 3 класс,
У них между прочим сейчас классный час.

Конкурс 2  Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Историк «Как появился на Руси картофель»  сообщение.
 В диком виде  картофель рос в горных районах Южной Америки. Его выращивали индейцы. После открытия Америки клубни картофеля  появились  и в Европе , а называли их тогда «земляные яблоки».  В нашу страну картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему  с недоверием. Люди  заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест  картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли  картофель «чертовым яблоком». Популярностью пользовались только цветки картофеля, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье. Позднее  картофель стал главной едой русских людей, и о картофеле стали слагать пословицы и поговорки.
Конкурс 3 : собери пословицу и  объясни значение.
Картошка поспела- берись за дело.
Картофель- хлебу подспорье.
Картошка созреет- человека согреет.

Конкурс 4  разгадать  кроссворд «Мой огород». Разгадав его вы узнаете  фамилию  английского мореплавателя. А чем знаменит этот мореплаватель  я расскажу чуть позже.

1. С виду красная,раскусишь- белая. (редиска)
2.Что копали из земли, жарили, варили,
   Что в  золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка)
      3. Засела крепко на грядке….. (репка)
      4. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю.  (лук)

1
2

4


3





й

















Учитель : Я расскажу еще об одной  версии появления картофеля в Европе. Долгое время эту заслугу приписывали английскому вице - адмиралу Френсису Дрейку, как известно, командовавшему пиратской флотилией. На статуе знаменитого мореплавателя, воздвигнутой в Оффенбурге, сделана такая надпись: Сэр Френсис Дрейк, ввезший картофель в Европу в году 1580.

Учитель: На Руси  ценили картофель, считали его вторым хлебом  и конечно же о нем  пели частушки.  Давайте пригласим артистов.

Я-  картошка. Так скромна-
Слова не сказала,
Но картошка так нужна
И большим и малым!

Она и в дождик, она и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет-
Вот и завтрак и обед.

С удовольствием картошку
Парим, жарим, варим,
А когда ее едим,
Хвалим, хвалим, хвалим.

На горе стоит козел,
Золотые рожки.
Мальчик девочку целует
Посреди картошки.

Перед вами сейчас
Пели  частушки.
Очень просим извинить,
Коль устали ушки.

Учитель:  кто знает, как называется наука, которая изучает растения? (биология)
 Ребята, а  кто такой биолог. Давайте пригласим биолога .Что же он нам расскажет о картофеле?

 Биолог: Картофель относится к семейству паслёновых. Корневая система стержневая, слаборазвитая, стебли травянистые высотой от 50 до 100 см, листья простые, цветки собраны в соцветия из 2-4 завитков. Окраска цветка  бывает  синего, тёмно-синего, фиолетового, белого цвета, что является одним из важных сортовых признаков. Картофель – самоопыляющееся растение. Плод – многосемянная ягода. На подземных частях стебля развиваются подземные побеги – столоны, на концах которых формируются клубни – видоизменённые подземные побеги. С помощью клубней картофель размножается . Ботаническое название картофеля – паслён клубненосный.

Конкурс 5   Объясните, какая существует взаимосвязь между словами   (по одному на команду).
Картофель- производитель  (кормилец)
Ответ: картофель это растение, а все растения производители или кормильцы.
Картофель- кислород
Ответ: как и все растения из воздуха поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
Картофель- фотосинтез
Ответ: из воздуха углекислый газ, из почвы минеральные вещества, например  соли, из них на свету производятся богатые энергией органические вещества. Этот процесс называется фотосинтезом.
Картофель- энергия
Ответ: как и любое растение картофель сам запасает энергию.
Картофель – нос
Ответ: если у человека широкий нос, то говорят, что нос картошкой.
Картофель-крахмал
Ответ: в картофеле содержится большое количество  крахмала.

Учитель:  А знаете ли вы почему подмороженный картофель сладкий?  (в нем крахмал превращается в сахар)
Почему нельзя употреблять в пищу подзеленевшие клубни картофеля? (на свету крахмал превращается в солонин. Он ядовит)

На своих дачных  участках вы и родители   тоже садите  картофель ( своих сочинениях многие рассказывали об этом) , а вот теперь послушайте знатока по выращиванию картофеля – агронома.

Агроном Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, что в своём развитии это растение проходит 4 фазы: всходы, бутонизация, цветение, созревание.
Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Весной вскапывают землю глубиной 30 см. Высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов и на протяжении роста растения проводят прополку – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.
Конкурс 6 : посадка картофеля

Картофеля глазки,
Не  глазки-глазки,
Входите-ка в землю,
Влезайте, дружки!
Лежите и зрейте.
Пусть будет ботва
Зеленой и тоненькой ,
Как кружева.

Учитель: А картошку посадить не так-то просто, необходимо ответить на вопрос.
                (конкурс для капитанов)
1.      Как назвать одним словом стебли и листья картофеля?  (ботва)
2.      О  картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)
3.      Где первый раз человек варил картофель ?  (на огне)
4.      Какую часть картофеля мы используем в пищу ?  (клубни)
5.      Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Учитель: Кто занимается выведением разных сортов   культур? Выведением сортов занимаются селекционеры. Слово Селекционеру.
Селекционер: Выведением новых сортов растений занимается наука – селекция.  Селекция  – это самый эффективный и наиболее выгодный экономический путь повышения продуктивности сельского хозяйства. Благодаря хорошим результатам работы селекционеров выводятся новые сорта картофеля. (показ картошки разных сортов)
Конкурс 7  командам дать 3 сорта картошки (по цвету) . Задание:  попасть картошкой в ведро. У кого больше попаданий? За каждое попадание 1 балл.


Врач:  картофель  является  лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется  при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.
 
Учитель: Кроме минеральных удобрений люди еще используют ядохимикаты. Давайте дадим слово  экологу,  ученому, который знает все о связях между  человеком и природой.

Эколог: Много горя приносит увлечение  ядохимикатами. Ими обрабатываются поля для  уничтожения вредных насекомых и сорняков. При этом  погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. Страдают люди, так как яды попадают в нашу пищу и воду. А ведь есть  природные способы защиты урожая- их называют биологическими. Один из народных способов - развешивание скворечников. Можно найти и другие народные способы, которые помогут сберечь урожай.
Конкурс 8
Нарисовать  знак запрещающий  использование ядохимикатов или большого количества минеральных удобрений.

Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток – 10-20%.
(Закончив выступление, повар раздаёт рецепты блюд из картофеля).
Ах, картошка-объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал.

Конкурс 9     кто больше назовет блюд из картофеля.

Дети, которые приготовили блюда рассказывают о них.


Учитель:  Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”
 Вот такие замечательные слова написал сибирский  писатель Виктор Астафьев о картофеле в своей оде "Русскому огороду”. Гимна мы не знаем,  а песню о картошке из кинофильма «Завтрак на траве» давайте исполним.
Сколько раз на привале
Мы картошку пекли.
Пировать, пировали
Разговоры вели.
          
 Припев: Ах картошка, картошка
                 В кожуре уголек,
                 Золотистые искры
                 Голубой дымок.
И очень тонкое дело
Даже для знатока
Подрумянить умело
У картошки бока.

Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай
А посолишь картошку
Остывать не давай.

Ключевою   водою
Мы картошку запьем
И конечно с тобою
У костра запоем.


Приглашение к столу.

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдешь ты тут.
Мы не зря все собирали урожай!
Подходи, и все что хочешь выбирай!
Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки нет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий