29 марта 2012 г.

Развитие речи

Существуют различные виды заданий по развитию речи: редактирование текста, выбор местоимений, раскрытие темы, повторы мыслей, порядок слов в предложении, работа над заглавием, составление плана и т.д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных упражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям. Для занятий дома можно посоветовать "Практическое пособие по развитию речи", авторы: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова, в котором нашли отражение различные виды заданий.

Примеры заданий из пособия:
1. Вставь слово
(Какой?) ... в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. (Какой?) ... лист и (какая?) ... травинка. (Какие?) ... травы и (какие?) ... цветы. (Какой?) иней и бабочки. (Какое?) ... солнце и (какой?) ... ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!
2. Продолжи
Внимательно прочитай начало текста и продолжи его в стиле автора:
1) На юге последние лучи солнца малиновыми пятнами горят на стволах деревьев. ... 
2) Где-то плещется море синее,
     Мчатся белые поезда...
3. Составь рассказ
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ:
  • Там жила злая змея.
  • По дороге он встретил лису.
  • Лиса была сердита и голодна.
  • У кролика дрогнуло сердце.
  • Он бросился к пещере.
  • Маленький кролик бежал домой.
4. Редактирование текста
Прочитай текст. Замени повторяющиеся слова синонимами. Запиши текст.
Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинкуу не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
5. Раскрой тему
Прочитай сочинение. Определи ,раскрыта ли тема. Если нет, то раскрой её.
Гроза в горах.
Ранним утром мы отправились в горы. Ярко светило солнце. Лёгкие белые облака летели по синему небу. В небо взлетали жаворонки и пели песни. Вдруг небо потемнело. Началась гроза. Мы не испугались. Скоро дождь перестал. На обратном пути мы собирали грибы и ягоды.
6. Выбор местоимения
Прочитай предложения. Определи, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправь ошибки.
  1. Телёнок пасся на лугу. Он был такой красивый!
  2. На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом. 
  3. У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.
  4. Небо освещалось заревом. Оно горело и полыхало.
7. Повторение слов
Прочитай. Найди ошибки и исправь их:
  1. Повар посолил суп солью.
  2. У Мальвины кудрявые локоны.
  3. На Крыше висели ледяные сосульки.
  4. Женя сконструировал конструкцию самолёта.
  5. В деревне жили старые старики.
8. Определение границ предложений
Прочитай. Определи границы предложений. Запиши.
  1. Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
  2. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
  3. Я подошёл и услышал. Что собака громко залаяла.
  4. С детства я любил узкие тропинки. Во ржи.
9. Порядок слов в предложении
Прочитай. Определи порядок слов и запиши предложения верно.
  1. Солнце освещало шоссе. Ехали машины по широкому шоссе.
  2. Миша смотрел на обезьянку. На лиане раскачивалась обезьянка.
  3. От опушки леса к деревне потянулись следы. Уходили далеко в деревню эти следы.
10. Разбивка текста на части и составление плана.
Прочитай. Разбей текст на части. Озаглавь каждую часть и составь план.
Ёжик.
Тёмной ночью серый ёжик гулял по лесу. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. В луже заметил звёздочку. Ёжик накрыл её листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ёж нашёл большое красное солнышко. Вот ёжик смеялся!

Комментариев нет:

Отправить комментарий