21 марта 2012 г.

Внимание и внимательность или как научиться не только слУшать, но и слЫшать


В этой статье я постараюсь рассказать, как научиться быть внимательным младшему школьнику и удерживать внимание в течение определённого времени и с помощью не сложных упражнений  не только слушать информацию, но и активно её слышать и запоминать.
Чем больше запомнит информации на уроке младший школьник, тем больше останется времени на отдых или на другой вид деятельности.



Психологи говорят, что человек  без перерыва может удерживать внимание только 20 минут, а длительность урока в школах  40.
Мне очень понравилось сравнение  внимания с дверью на склад, где в качестве склада — память. Этот склад (память) — огромен, но как же можно поместить туда необходимую информацию, если двери (внимание) закрыты? Нужно просто подобрать нужный ключ и открыть дверь. И вот тогда на складе-памяти можно будет размещать всю запомненную и услышанную информацию, да ещё и по полочкам разложить.
«Антон! Убери игрушки и иди ужинать»-говорю  я своему сыну.
«Ага, мам, сейчас» — говорит Антон и продолжает заниматься своими делами. В одно ухо у него влетело — в другое вылетело. Как можно услышать то, что не интересно? Поэтому оно было пропущено мимо ушей?
«Антош, придёшь к бабушке и обязательно мне позвони, чтобы я не волновалась»
Тишина… Никаких звонков.
«Антон, ты почему мне не позвонил?»
«Мам, а ты не говорила.»???
Часто дети просто думают о чём-то своём. У них там роботы дерутся или может быть они мир спасают от нашествия мутантов, а мы со своими уроками, созвонами, едой и т.д. Таккак же научится не только слушать, но и слышать и правильно воспринимать информацию?
Во-первых:
Потребуются терпение родителей и регулярность занятий.
Во-вторых:
Взрослым самим должен  быть интересен процесс  занятий.
В третьих:
Спокойствие и доброжелательность со стороны родителей сделают из занятий — удовольствие!
Если вы готовы, тогда вперёд!
Прежде всего, надо рассказать ребёнку о том, как вы сами понимаете слово «внимание» и «внимательность«. Что значит это состояние для вас. Например:
«Если я  буду не внимателен на дороге, когда веду машину, то могу попасть в аварию».
Когда нужно направить внимание ребёнка на конкретную задачу, можно использовать такой способ:
Представь себе, что над предметом, например над книгой, загорается яркий свет, который освещает всё самое интересное и тебе так хочется проникнуть внутрь этого света, чтобы получше всё рассмотреть и ничего не пропустить. Это  и есть состояние сосредоточенного внимания.
Когда ребёнок уже знает, что обозначает слово «внимание«, и что услышав его он должен отложить свои занятия и переключиться, можно с ним сыграть в игру:
Вы будете задавать вопросы, а ребёнок — отвечать на них. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить  одно запретное слово, о котором договоритесь перед игрой, например нельзя называть белый цвет. Вы спрашиваете:
«Какого цвета халаты у врачей в поликлинике?»
«Какого цвета становится заяц зимой?» и т.д.
Ребёнок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибается, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить на большее количество вопросов.
Игра «Зачеркни букву»
Суть игры заключается в том, чтобы вычеркнуть в небольшом тексте все буквы «в» или «г» или любую другую букву. Если ребёнок пропускает 4 и больше, то он проиграл, если меньше -выиграл. Не начинайте сразу с большого текста, пусть это будет сначала несколько фраз.
Всем известная игра «Съедобно-несъедобно»
Эта игра с мячом. Встаете напротив ребёнка и бросаете ему мяч, говоря слово. Если это слово несъедобное (ботинок), нельзя ловить мяч. Если съедобно (арбуз) — ловим. Игра должна проходить в достаточно быстром темпе. Если ребёнок не устал и чувствует себя хорошо, то сосредоточенное внимание вам гарантировано.
Ещё одна очень хорошая игра, которая помогает сконцентрировать внимание:
Найдите не очень сложное стихотворение, состоящее из трёх четверостиший. Первую часть учите в тишине, вторую с негромко включенным радио или телевизором, а последнюю часть с достаточной громкостью.
Обратите внимание на картинку вначале поста.
При помощи только взгляда предложите  ребёнку соеденить представленные пары рисунков. Объясните, что взгляд должен вестись по линии с максимальной скоростью!
Очень важный момент!
Любая игра не должна быть затянута. Лучше остановиться тогда, когда ещё интересно, чем тогда, когда уже скучно.
Без внимания невозможна работа памяти и мышления. Чтобы добиться успеха в любимом деле, учёбе, спорте, игре, требуется внимание. И особенно важно внимательное отношение к людям. Чем раньше поймёт это ваш младший школьник, тем лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий