29 марта 2012 г.

А мы это знаем?

На каникулах, как я и предупреждала, проходили дополнительные занятия. Присутствовало 7 человек. Я так понимаю, что с остальными детьми, которым требовалась индивидуальная помощь, родители занимаются самостоятельно? Если так и есть, то я очень рада. Правда, я была немного шокирована, тем, что некоторых родителей удивляет тот объем знаний, который уже должен! знать их ребенок. Напомню, что мы проучились 7 месяцев и каждый! день получали новые знания. Чему же вы удивляетесь?
Все таки расскажу еще раз, что мы должны знать!
(людям с нестабильной психикой смотреть запрещено)
Обучение грамоте.

1. Ребенок должен отвечать на вопросы. Ответы нужно выучить наизусть.
Вопрос Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответ: Когда мы произносим гласные звуки, воздух на пути не встречает преграду. А когда мы произносим согласные , то воздух на пути встречает преграды( губы, зубы, язык)
Вопрос: Чем отличаются глухие согласные от звонких?
Ответ: При произношении звонких согласных мы слышим голос, а при произношении глухих, голоса не слышно.
Вопрос: Какие звуки называются сонорными?
Ответ: Это звонкие звуки, которые не имеют глухой пары.
2. Ученик 1 класса должен УМЕТЬ давать характеристику каждому звуку русского языка. Ниже приводится характеристика каждого звука, т.е. то что должен говорить ребенок. А- этот звук гласный. Буква А служит для обозначения твердости согласного звука.
О- этот звук гласный. Буква О служит для обозначения твердости согласного звука.
У- этот звук гласный. Буква У служит для обозначения твердости согласного звука.
Ы- этот звук гласный. Буква Ы служит для обозначения твердости согласного звука.
Э- этот звук гласный. Буква Э служит для обозначения твердости согласного звука.
И- этот звук гласный. Буква И служит для обозначения мягкости согласного звука
М- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Т- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Н- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Л- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
С- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Р- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Ш- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой.
К- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой
П- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой
Б- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Г- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Д- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
З- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Ж- этот звук согласный. Бывает только твердым.. Этот звук звонкий.
В- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Й- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Х- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Ц- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой.
Ч- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой.
Щ-. - этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой
Ф- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Я- эта буква обозначает два звука Й и А, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук А и обозначает мягкость согласного звука
Е- эта буква обозначает два звука Й и Э, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук Э и обозначает мягкость согласного звука
Ё- эта буква обозначает два звука Й и О, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук О и обозначает мягкость согласного звука
Ю- эта буква обозначает два звука Й и У, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук У и обозначает мягкость согласного звука
Таким образом в русском языке 10 гласных букв, но 6 звуков.
Ь и Ъ - это только буквы, звуков они не обозначают.
Ь- буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука или для разделения согласного и гласного звуков
Ъ- служит только для разделения согласного и гласного звуков.
3. Ребенок, зная характеристику каждого звука должен уметь делать звуко- буквенный анализ слова.Т.е. уметь выделять каждый звук в слове, находить ударный и безударный гласный звук ( ударный- гласный на который падает ударение, безударный- это остальные гласные в слове ,на которые не падает ударение. Обычно безударные гласные в слове слышатся не четко – СН(Е-И)ГА , Д(А-О)МА)
ПРИМЕР звуко-буквенного анализа слова:
ФИЛИН - ребенок должен говорить так:
В слове ФИЛИН 2 слога, ФИ-ЛИН. Первый слог ударный. Первый звук ФЬ- мягкий согласный, глухой, рисуется зеленым цветом. Второй звук И- он гласный, ударный( красным цветом(. 3-й звук Ль- мягкий согласный, звонкий( зеленый). 4-й звук И- гласный безударный( красным цветом). Последний звук Н- твердый согласный , звонкий( синим цветом) Итог- в слове ФИЛИН 3 согласных, 2 гласных звука.
4. Ребенок должен ежедневно читать 2-3 раза в день небольшими порциями( по 10-15 мин). Детям , которые читают хорошо можно увеличить время чтения. Обязательно ребенок должен пересказать прочитанное. Если ребенок затрудняется пересказывать, то он должен пересказывать по предложениям: прочитал одно предложение- пересказал, прочитал- пересказал. Затем постепенно порция прочитанного увеличивается: прочитал абзац- пересказал.
5. Ребенок должен уметь строить содержательные предложения. Т.е. подбирать прилагательные.Для этого полезно составлять в день хотя бы по 1 предложению на любую тему и «Одевать» это предложение.
Например: Ребенок составил предложение Мама пошла в магазин. А теперь наводящими вопросами попробуйте добавить к каждому слову пояснения «одеваем предложение» : Когда мама пошла в магазин? В какой магазин? Как пошла? Должно получиться предложение типа: Вчера вечером мама нехотя пошла в продуктовый магазин.
Так « одеть» можно любое простейшее предложение. Ежедневное « одевание» хотябы одного предложения поможет быстро развить речь Вашего ребенка.
Так же полезна игра в прилагательные. Вы придумываете для ребенка существительные, а он должен как можно больше подобрать к ним прилагательных.
6. При овладении письмом.
Ребенок должен уметь правильно писать буквы, не выходя за строчку. Отличать заглавную букву(большая) от строчной(маленькая).
Ребенок должен правильно соединять буквы
Если последующая буква начинается писаться сверху, значит соединяем верхним соединением.
Если последующая буква начинается снизу, то соединяем нижним соединением 
Строчные буквы о , а начинаем писать снизу
Ребенок должен уметь списывать с печатного текста.
Ребенок должен уметь писать письменным шрифтом под диктовку простые слова и слоги.
 

Математика.
1. Нумерация однозначных чисел
знать:
математические знаки – цифры;
названия всех чисел первого и второго десятков и круглых двузначных чисел;
уметь:
прочитать и записать любое изученное число;
установить отношения между ними;
решать практические задачи:
читать и записывать цифрами натуральные числа в пределах двух десятков и называть их в порядке возрастания и убывания;
сравнивать изученные числа

2. Компоненты действий
называть, приводить примеры компонентов сложения и вычитания (сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое);
различать выражения «сумма» и «разность»;

3. Сложение и вычитание в пределах 10
знать:
знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;
переместительный закон сложения;
таблицу сложения в пределах получения числа 9.
термины «равенство», «неравенство», «выражение»;
уметь:
выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка;
воспроизводить по памяти: таблицу сложения в пределах получения однозначного числа;

4. Неравенства
знать:
математические знаки  больше (>), меньше (<), равно (=);
уметь: 

сравнивать изученные числа;

5. Задачи простые
знать: составные части задачи;
уметь:

рассмотреть один и тот же рисунок с разных точек зрения и отразить их в связных рассказах;
представить задачу (в виде схемы, краткой записи, таблицы и т.д.);
составить план решения задачи. 

6. Геометрический материал
знать: 
термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
уметь:
чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы; обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами латинского алфавита;
находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

Русский язык
1. Звуки и буквы
знать: гласные и согласные звуки;
согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глухие и звонкие парные и непарные;
уметь: отличать согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глухие и звонкие парные и непарные;

2. Алфавит
знать: алфавит;
уметь: находить слова по алфавиту; распределять слова по алфавиту; называть буквы русского алфавита в определённом порядке;

3. Речь. Текст. Предложения
уметь: отличать текст от предложения, предложение от слова;
находить границы предложения;
знать: признаки предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак (.?!) 

4. Ударение. 
уметь: определять место ударения в слове; различать гласные ударные и безударные
5. Слог. Перенос слов.
уметь: делить слова на слоги; переносить слова по правилам;
знать: правила переноса

6. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу
уметь: правильно писать сочетания букв: жи - ши, ча–ща, чу–щу
7. Двузвучные  гласные буквы
уметь: обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами  е, ё, ю, я;
обозначать на письме буквы еёюя в начале слов и после ь и ъ знаков;

8. Буквы ь и ъ
уметь: обозначать на письме мягкость согласных звуков буквы ь;
знать: правило написания ъ;
уметь: обозначать на письме ъ в словах;

9. Однокоренные слова
уметь: находить однокоренные слова из ряда данных слов;
знать: состав слова, что такое корень.
10. Буквы парных согласных
знать: парные согласные по звонкости - глухости и уметь их проверять.
11. Имена собственные
уметь: писать заглавную букву в именах собственных
12. Безударные гласные в корне
уметь: различать ударный и безударные слоги и уметь проверять безударную гласную ударением.
13. Словарные слова
знать: написание словарных слов, предусмотренных программой
14. Грамматика
уметь: списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически.
Я думаю, этого на данный момент достаточно. Есть еще и чтение и окружающий и музыка и ИЗО, и труд с физкультурой - на которых тоже КАЖДЫЙ! день чему-то учили. А ваш ребенок это знает?
Ведь год еще не закончился и мы еще узнаем много интересного и нужного.

2 комментария: