27 февраля 2012 г.

Подводные камни школьной дружбы


Низкая культура общения среди школьников в классных коллективах и неспособность понять друг друга весьма болезненно проявляется в жизненных повседневных ситуациях.
Конфликты между детьми в школе, к сожалению, обычный фактор. Конфликты наслаиваются, один на другой перерастая в насилие, некоторые ученики становятся объектом насмешек, издевательств, пренебрежений. Неудачи ребенка, как правило, высмеиваются одноклассниками, придумываются клички, сочиняются унизительные стихи. Свои насмешки одноклассники пишут на стенах дома, в котором живет высмеивающийся ребенок, на асфальте, посылаются оскорбительные письма по почте адресату. После уроков жертву могут забросать камнями, избить, оскорбить.  Даже новая красивая вещь у ребенка может вызвать зависть, озлобленность кого-то   из одноклассников.
Причиной  неблагоприятной общительности между детьми способствуют неправильные условия воспитания. Между родителями и ребенком устанавливается определенный стиль общения, порождаемый взрослыми.В одной семье мама или папа требуют от ребенка беспрекословного подчинения, как в армии, и он привыкает, не задумываясь, выполнять все требования, формируется  роль «подчиняемого».  В другой семье  принято потакать всем капризам. Стоит только ребенку пожаловаться на недомогание, как его начинают опекать. Постепенно он входит в роль «слабого и беззащитного» и от окружающих ожидает решения всех своих проблем только за счет сочувствия.В семье может быть принят дружеский стиль общения, когда родители обращаются с ребенком, как со взрослым, или сами входят в роль сверстников.  Если в семье родители бьют, кричат на ребенка, то такое поведение родителей принимается как норма и переносится в общение со сверстниками.
Ребенок мстит за недостаток любви, со стороны родителей используя жестокое поведение к окружающим, по принципу – родителям можно меня бить, значит, и я могу бить других. Отсюда вывод, чем жестче рамки родителей, тем беднее будет опыт освоения ребенком многообразия межличностных отношений. Ребенок должен научиться правильно вести себя в разных межличностных ролях: организатор игры, покупатель, пассажир, дежурный в классе, зритель в театре и т.д. Он должен научиться проявлять непреклонность и уступчивость, умение руководить и умение подчиняться. Чем больше межличностных ролей освоит он, тем гибче будет его поведение в различных коллективах. В семье могут быть вполне благоприятные эмоционально-психологические отношения, но замкнутый образ жизни семьи может препятствовать освоению ребенком разносторонних форм и навыков общения.
Школьники, не пользующиеся особой симпатией, есть в каждом коллективе, они оказываются в вакууме, одиночестве  и приходят к выводу о бездушии других людей. Учащиеся, которых предпочитают большинство сверстников, обладают такими качествами, как дружелюбие, аккуратность, умение организовать мероприятия, игру. Помимо положительных характеристик они обладают также властностью, зазнайством, стремлением и умением командовать над другими. Школьники,  не пользующиеся симпатией у сверстников  отличаются: замкнутостью, грубостью, молчаливостью, ябедничеством, неумением подчиняться правилам игры, упрямством, капризностью, неопрятностью.
Насилие переходит из поколения в поколение. Родители в свою очередь награждались «кличками», и с такой же щедростью «раздают» их собственным детям. И они совсем не против, когда дети дерутся в школе. «Неприятно когда моего ребенка побьют, однако, что делать? Меня тоже били и я, как видите, жива, выросла», – типовые заблуждения  встречается у большинства  родителей, взрослых. В школе старшие всегда бьют младших, а сильнейшие – слабых  и никогда   наоборот.  Дать сдачи – это означает ожидать еще большего насилия.
Наиболее весомой деформацией в межличностных отношениях являетсяпотребительские взаимоотношения сверстников друг к другу, когда один индивид для другого становится средством реализации своих целей, и строится по принципу «ты – мне, я – тебе». В соответствии с этим принципом все знакомые разделяются на «нужных» и «ненужных». «Ненужные» вообще теряют право на понимание их: унижают, критикуют чаще всего, игнорируют, что бы показать свое превосходство над ними, тогда как «нужных» окружают заботой, вниманием и почтением.  «Нужные» полезны, так как могут предоставить решение контрольной работы, помогут в переводе иностранного  текста и т. д. Такие взаимоотношения в школе  затем автоматически переносится и  во взрослую жизнь, утрачивая духовную ценность общения.
Чтобы повысить уровень дружеских отношений в школе со сверстниками необходимо измениться самому, выбрав правильную модель поведения.  Перестаньте критиковать, оскорблять, унижать окружающих.
«Агрессия и гордыня человека происходит из ложного чувства превосходства»
Д. Тербек.
Определите, как вы будете вести себя с тем или иным человеком, например: с негодяем -  я буду, тверд и непреклонен; а в этой компании – весел, остроумен, порядочен; на улице, в транспорте, магазине – выдержан и терпелив, ведь моя раздражительность и грубость оскорбляют и угнетают, прежде всего, меня самого. В школе буду, любознателен, дисциплинирован, уважительно относиться к сверстникам и учителям. Если желаемую модель поведения не получится реализовать самому,  тогда  обратись за помощью в психологическую службу школы.
Учитесь прощать, обидчика при случае заплати добром.  Чувствуешь дефицит доброты у окружающих, – значит, нужно быть добрее самому. Тебя не понимают, постарайся понять других. Ощущаешь вокруг недостаток честности – стань честнее сам.
Отношения между школьниками, будут справедливыми тогда когда, каждый получит то, что он желает другим.
Практический психолог Донецкого УВК №91
Маркова Е.Г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий