6 октября 2013 г.

Словообразование и формообразование

Словообразование

Словарь русского языка постоянно пополняется новыми словами, которые
образуются на базе существующих элементов и оформляются по законам русской грамматики. Например: луна — лунный, прилуниться, луноход; космос — космический, космонавт, космодром; компьютер — компьютерный, компьютеризация, компьютерщик и т. д.
Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих, называется словообразованием.
Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.
 
От словообразования следует отличать формообразование — процесс образования грамматических форм слова.
 
В результате словообразования в языке появляются новые слова. Вновь образованное слово и слово, от которого оно образовано, отличаются лексическим (вещественным) значением. 
Пример:
Ср.: сад — садовод; сад — садовый
Формы одного и того же слова имеют одинаковое лексическое значение.
Пример:
Ср.: книга (ед. ч.) — книги (мн. ч.); бежит (3-е л., ед. ч.) — бегут (3-е л., мн. ч.); сад (им. п., ед. ч.) — за садом (тв. п., ед. ч.)

Формообразование

Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание.
Пример:
родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.
Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов.
Пример:
стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени)
Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов.
Пример:
читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.
Иногда формы слова образуются путем изменения основы слова
Пример:
идти — шел (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени)
При формообразовании возможно чередование в корне слова.
Пример:
собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.)
Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение.
Пример:
окна (мн. ч., им. п.) —у окна (ед. ч., род. п.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий