Определение количества цифр частного перед делением выполняет контролирующую функцию до окончания деления. Например, каждый из приведенных ниже случаев деления внешне для ученика выглядит одинаково правильно.
Особенно плохо контролируют себя и свои ошибки дети торопливые, несдержанные и неосторожные. Несобранность и неосторожность ребенка не позволяют ему сосредоточить внимание на процессе деления. Вот почему необходим своевременный контроль за появлением лишних цифр в частном или их потерей.
Первая операция перед делением - определение количества цифр в частном. Запись может выглядеть так:
Обозначение количества цифр частного перед делением и соотнесение количества точек и числа цифр в ответе дает возможность ребенку проверить правильность выполненного действия. Он видит, что:
- во втором случае не все цифры частного найдены (произошла потеря);
- в третьем случае появилась лишняя цифра, что является показателем допущенной в ходе деления ошибки.
Рассмотрим, как научить ребенка осознанно выполнять эту важную операцию при делении, определять количество цифр частного.
Так, перед решением примера 28046:2 надо определить высший разряд числа, которое получится в частном (ответе) и количество его цифр.
Образец рассуждения: “Начну деление с десятков тысяч, значит, высший разряд числа, которое получится в частном, – десятки тысяч. Они стоят на пятом месте справа, следовательно, частное – пятизначное число”
Или: “Начну деление с десятков тысяч, значит, высший разряд частного – десятки тысяч, будут еще тысячи, сотни, десятки, единицы, то есть в частном – пятизначное число.”
Подробные рассуждения при определении числа цифр частного постепенно и естественным путем развивают у ребенкасамоконтроль, одно из важнейших умений младшего школьника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий