Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» Скачать
В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но главным звеном здесь является учитель. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Какой же он, идеальный ,успешный учитель?Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.
Ученики считают успешным учителя со следующими качествами :
- доброжелательность и понимание
- умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
- оптимизм
- организованность, активность , энергичность
- неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
- умение заинтересовать своим предметом
При этом, для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель высоко оценен учениками как личность, они будут любить его и его предмет. И это позволит учителю быть успешным. Хотя коллеги этого учителя могут считать иначе.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
- знание предмета
- умение доходчиво объяснить материал
- владение различными педагогическими приемами
- разумное сочетать требовательности и уважения к учащимся
- четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
- способность заинтересовать своим предметом
- успехи учеников
- стремление к новациям в обучении
А также, важными для учителей являются здоровье и имидж. Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового.К тому же ,в школу сегодня приходят молодые педагоги.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Профессионализм педагога описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность –это обладание педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Компетентность –это обладание педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Основные составляющие компетентности педагогических работников:
1.Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
2.Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
3.Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4.Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
(«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ (Минздравсоцразвития России) 14 августа 2009 г. № 593 г. Москва)
Этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Факторы профессионального саморазвития педагога:
- социализация и индивидуализация педагога как личности
- среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие
- система управления в школе( стимулирование ,педагогический мониторинг)
- трансляция педагогического опыта
- благотворная психологическая атмосферы в коллектив
- создание портфолио учителя. как отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития
Исходя из современных требований можно определить
основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
- Трансляция собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ и др.
Показатели результативности педагогической деятельности учителя (ПР)
№
п/п |
Критерии отбора и их индикативные показатели
|
Способы измерения (балл)
|
Оценка эксперта
| |
1
|
Результативность обучения (средний балл по всем классам, в которых преподает учитель)
| |||
1.1.
| Общая успеваемость |
| ||
1.2.
| Качественная успеваемость |
| ||
1.3
| Степень обученности учащихся |
| ||
1.4
| Участие школьников в предметных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика) | нет-0 да: -международный -10 - всероссийский — 6 - окружной — 4 - областной — 3 - муниципальный -1 | ||
1.5
| Наличие призовых мест (1-3) на предметных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика) | нет-0 да: - международный — 10 - всероссийский — 6 - окружной (УрФО) — 4 - областной — 3 - муниципальный -1 | ||
2
|
Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам
| |||
2.1
| Процент учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету |
| ||
2.2
| Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня (из расчета за каждого ученика) | нет-0 да: - международный — 10 - всероссийский — 6 - окружной (УрФО) — 4 - областной — 3 - муниципальный — 1 | ||
2.3
| Наличие призовых мест (1-3) в конкурсных мероприятиях различного уровня | нет-0 да: - международный- 10 - всероссийский — 6 - окружной (УрФО) — 4 - областной — 3 - муниципальный — 1 | ||
3
|
Обобщение и распространение co6ственного педагогического опыта
| ||
3.1
| Наличие собственных методических разработок (программ, методик, технологий, дидактических (диагностических) средств и др.), утвержденных на различном уровне | всероссийский — 5 областной — 3 муниципальный — 2 школьный -1 нет- 0 | |
3.2.
| Руководство методической работой (методическим объединением, творческой группой, школой педагогического опыта, педагогической мастерской и др.) различного уровня | всероссийский — 5 областной — 3 муниципальный — 2 школьный — 1 нет- 0 | |
3.3.
| Распространение опыта на различных уровнях: выступление на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, проведение мастер-классов и др. | всероссийский -5 областной — 2 муниципальный — 1 нет-0 | |
3.4.
| Наличие публикаций в изданиях различного уровня (за каждую публикацию за последний год) | всероссийский -5 областной — 3 муниципальный — 1 нет-0 | |
4
|
Участие в профессиональных конкурсах
| ||
4.1
| Участие в профессиональных конкурсах различного уровня за последние три года | всероссийский — 10 областной —5 муниципальный — 1 нет-0 | |
4.2
| Наличие призовых мест (1-3) в профессиональных конкурсах | Всероссийский — 15 областной — 8 муниципальный — 4 нет-0 | |
5
|
Квалификации и профессиональная переподготовка
| ||
5.1
| Обучение на курсах повышения квалификации за последние 5 лет | да-1 нет-0 | |
5.2
| Наличие квалификационной категории | в/к-3 1 кат.-2 2 кат. — 1 нет-0 молодой специалист с высшим образованием -1 | |
5.3
|
Награды
| любые награды — 2 | |
6.
| Участие в инновационной деятельности школы за последние 5 лет | • Наличие утвержденной научно-исследовательской темы — 1 б. • Творческий продукт по теме (стендовые урок, УМК, методрекомендации, маетер-класс, авторские программы, электронные презентации и программные продукты)-1-5 б. • Публикации по инновационной работе — за каждую: • всероссийский-5 • областной — 3 • муниципальный – 1 • нет — 0 | |
Общая оценка |
120
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Нормативно- правовая (НП) | ||||
1. Знает основные нормативные документы, регламентирующие отношения и работу с детьми (конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон образовании, Национальный проект «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа», стандарты 2004 года, стандарты 2 поколения, Устав школы и др) |
7 6 5 4 3 2 1
| Имеет достаточно общее представление о нормативных документах в области образования | ||
2. Демонстрирует понимание основных приоритетов развития образования Тюменской области в части: - обеспечения доступного качественного образования; — сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - воспитания и социализации личности; - информатизации образовательного процесса; - доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе интегрированного обучения; - выявления и организации работы с одаренными детьми |
7 6 5 4 3 2 1
| Имеет достаточно общее представление об основных направлениях развития образования | ||
3. Понимает цели и задачи обучения учащихся по предмету; ориентируется в госстандартах, учебных планах и программах обучения |
7 6 5 4 3 2 1
| Имеет достаточно общее представление о государственных стандартах; слабо ориентируется в постановке целей и задач по предмету, в учебных планах и программах | ||
Всего
|
21
| |||
Методологическая (М)
| ||||
1.Владеет содержанием современных достижений науки и практики; имеет достаточно четкое представление о роли и месте использования этих знаний в обучении |
7 6 5 4 3 2 1
| Не может определить значение содержания обучения по предмету для прагматических нужд обучающихся, затрудняется в установлении связей внутри предмета и с другими дисциплинами | ||
2. Ориентируется на новые ценности образования, альтернативные системы обучения и воспитания, знает принципа отбора содержания образования и реализует их. |
7 6 5 4 3 2 1
| Не интересуется принципами альтернативного образования, не стремится использовать передовой педагогический опыте своей практике | ||
З.Владеет методологией исследования (умеет формулировать проблему, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, достигать запланированных результатов) |
7 6 5 4 3 2 1
| Недостаточно владеет методологией исследования: затрудняется в определении проблемы и цели; в формулировании объекта и предмета исследования, гипотезы; определении задач исследования, планировании ожидаемых результатов | ||
4. Знает сущность компетентностного (деятелыюстного) подхода и использует его в практической работе. |
7 6 5 4 3 2 1
| Понимает суть компетентностного (деятельностного) подхода, но в практической деятельности редко использует компетентностные методы и формы обучения | ||
5. Проявляет способность и готовность, обобщив результаты своего педагогического опыта, выступить на семинаре, «круглом столе », научно-практической конференции, педсовете. |
7 6 5 4 3 2 1
| Недостаточно владеет методами обобщения педагогического опыта; не умеет презентовать свой опыт | ||
6. Знает предмет (ориентация в целях и задачах науки, оперирование научной терминологией, ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов) |
7 6 5 4 3 2 1
| Знает содержание предмета, но отбирает содержание, ориентируясь только на знания, не планирует отбор способов деятельности, формирование опыта творческой деятельности | ||
7. Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической деятельности |
7 6 5 4 3 2 1
| Строит свою педагогическую деятельность без учета современной концепции образования | ||
8. Хорошо владеет навыками рефлексивного анализа педагогической деятельности и умеет корректировать ее с учетом конкретной ситуации. Рефлексию осуществляет постоянно и целенаправленно. |
7 6 5 4 3 2 1
| Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы | ||
Всего
|
56
| |||
Психолого-педагогическая (ПП)
| ||||
1. Знает психологические особенности учащихся (ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения) |
7 6 5 4 3 2 1
| Имеет самые общие представления об особенностях психического развития детей различных возрастов | ||
2. Умеет организовать работу с «трудными» и одаренными детьми на уроке, обеспечивает индивидуальный подход в вопросах обучения, дифференцирует объем и сложность заданий |
7 6 5 4 3 2 1
| Практически не осуществляет индивидуального подхода к учащимся, изредка использует дополнительные внеурочные занятия с отстающими в обучении | ||
3. Выявляет пробелы в знаниях и умениях учащихся, определяет и реализует индивидуальные траектории работы по ликвидации пробелов |
7 6 5 4 3 2 1
| Не использует в работе по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся индивидуальный подход | ||
4. Владеет методами изучения процесса и результатов развития учащихся и использует их в воспитательных целях |
7 6 5 4 3 2 1
| Не ведет работу по изучению процесса и результатов развития учащихся и не использует их в воспитательных целях | ||
Всего
|
28
| |||
Предметно-методическая (ПМ)
| ||||
1 .Владеет методикой преподавания (ориентируется в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся; в новых методах и приемах обучения; в новых формах организации обучения) |
7 6 5 4 3 2 1
| Проявляет однообразие в поурочном и тематическом планировании: не осуществляет учета конкретных особенностей класса. Используются главным образом готовые планы и рекомендации | ||
2. Использует в своей деятельности современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализует компетентностный подход, принципы развивающего обучения |
7 6 5 4 3 2 1
| Использует только методические приемы из различных технологий | ||
3. Принимает систематическое участие в инновационной деятельности |
7 6 5 4 3 2 1
| Не в системе включается в инновационную деятельность | ||
4. Использует здоровьесберегающие технологии в практической деятельности |
7 6 5 4 3 2 1
| Частично использует здоровьесберегающие технологии | ||
5. Умеет использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций учащихся |
7 6 5 4 3 2 1
| Не владеет приемами педагогической техники при формировании компетенций | ||
6. Умеет устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе обучения |
7 6 5 4 3 2 1
| Не использует межпредметные и внутрипредметные связи в целях повышения качества обучения | ||
7. Успешно организует самостоятельную работу на уроке и внеурочной деятельности |
7 6 5 4 3 2 1
| Организует самостоятельную работу, однако использует эти методы не целенаправленно, эпизодически как вспомогательные | ||
Всего
|
49
| |||
Информационная (И)
| ||||
1. Владеет навыками работы с различными электронными носителями информации и периферийными устройствами |
7 6 5 4 3 2 1
| В учебной работе опирается только на традиционные способы представления информации (доска, плакат и т.п.), обращение к электронным средствам и носителям носит эпизодический характер | ||
2. Работает в программах: Word (создание электронных документов), Excel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм), Power Point (создание презентаций). |
7 6 5 4 3 2 1
| Имеет представление об указанных программах, но работает в данных программах редко, от случая к случаю. | ||
3. Работает в сети Интернет с электронной почтой, осуществляет поиск информации в сети, работает с образовательными Интернет-ресурсами |
7 6 5 4 3 2 1
| Отсутствуют навыки работы в сети Интернет с электронной почтой, поиска информации в сети, работы с образовательными Интернет-ресурсами | ||
4. Осуществляет информационно-технологическое обеспечение и ведение урока с использованием мультимедийного оборудования. |
7 6 5 4 3 2 1
| Слабо владеет компьютерной техникой, хаотично использует мультимедийное оборудование | ||
5. Работает в информационной системе школы, осуществляет ведение информационного сайта |
7 6 5 4 3 2 1
| Отсутствуют навыки работы в информационной системе школы, не осуществляет ведение информационного банка | ||
6. Умеет осуществлять оптимальный выбор информационных технологий и электронных ресурсов на различных этапах учебного процесса в соответствии с поставленными задачами (отбор содержания и построения логической структуры урока, определение оптимального количества и содержания электронных средств обучения с учётом дифференциации учебного процесса, выбор форм мониторинга результатов, контроля и самоконтроля знаний, обратной связи, обработки результатов и др.) |
7 6 5 4 3 2 1
| Нерационально осуществляет выбор информационных технологий и электронных ресурсов | ||
7. Владеет методами формирования информационной компетенции учащихся |
7 6 5 4 3 2 1
| Слабо владеет методами формирования информационной компетенции учащихся | ||
8. Владеет дистанционными формами обучения с учётом различных категорий учащихся |
7 6 5 4 3 2 1
| Слабо владеет дистанционными формами обучения с учетом различных категорий учащихся | ||
9. Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области |
7 6 5 4 3 2 1
| Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области, но использует нерегулярно | ||
10. Использует систематически информационные технологии и электронные во внеурочной деятельности. |
7 6 5 4 3 2 1
| Редко использует информационные технологии и электронные ресурсы во внеурочной деятельности. | ||
Всего
|
70
| |||
Итого
|
224
| |||
Комментариев нет:
Отправить комментарий