3 марта 2014 г.

Портрет успешного учителя

Образ педагога XXI века.     Скачать:   Obraz_pedagoga_XXI_veka.doc - 59.5 КБ
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»   Скачать
В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но  главным звеном  здесь  является  учитель. Его  влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Какой же он, идеальный ,успешный учитель?Согласно  последним, проведенным  социологическим  исследованиям, образы  успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.
Ученики считают  успешным  учителя со следующими  качествами :
  • доброжелательность и  понимание
  • умение  терпеть, сдерживаться, не раздражаться
  • оптимизм
  • организованность, активность , энергичность
  • неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
  • умение заинтересовать своим предметом
При этом, для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель  высоко оценен учениками  как личность, они  будут любить его  и его  предмет. И это позволит учителю  быть успешным. Хотя  коллеги  этого учителя   могут считать иначе.
Педагоги считают главными, в первую очередь,   профессиональные качества:
  •  знание предмета
  • умение доходчиво объяснить материал
  • владение различными педагогическими приемами
  • разумное  сочетать  требовательности  и уважения  к учащимся
  • четкое управление  учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
  • способность заинтересовать  своим предметом
  • успехи учеников
  • стремление к  новациям в обучении
А также, важными для  учителей  являются  здоровье и имидж. Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового.К тому же ,в школу сегодня приходят молодые  педагоги.
Под  профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Профессионализм педагога описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность –это  обладание педагогом  способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность  является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Основные составляющие компетентности  педагогических работников:
1.Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся  квалификации, общепризнанных  ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
2.Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;  регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
3.Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися  (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе;  умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным  представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4.Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных  нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
(«Об утверждении Единого квалификационного справочника   должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников   образования»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  РФ  (Минздравсоцразвития России)   14 августа 2009 г.   № 593   г. Москва)
Этапы формирования профессиональной компетентности:
  •  самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.
Факторы   профессионального саморазвития педагога:
  •  социализация и индивидуализация   педагога  как личности
  • среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие
  • система  управления в школе( стимулирование ,педагогический мониторинг)
  • трансляция педагогического опыта
  • благотворная  психологическая атмосферы в коллектив
  • создание портфолио учителя. как  отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития
Исходя из современных требований можно определить
основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
  •  Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • Трансляция собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ и др.
Показатели результативности педагогической деятельности учителя (ПР)
№ 
п/п
Критерии отбора и их индикативные показатели
Способы измерения (балл)
Оценка эксперта
1
Результативность обучения (средний балл по всем классам, в которых преподает учитель)
1.1.
Общая успеваемость
  • >99% -3
  • 95-99% — 1
  • менее 95%- 0
1.2.
Качественная успеваемость
  • более 50% — 5
  • 45-50%    — 3
  • 40-44%     — 2
  • 35-39%    — 1
  • менее 35% -0
1.3
Степень обученности учащихся
  • более 0,75 — 5 б.
  • от 0,64 до 0,75 — 2 б.
  • менее 0,64 — 0б.
1.4
Участие школьников в предметных олим­пиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика)нет-0
да:
-международный -10
- всероссийский   — 6
- окружной           — 4
- областной        — 3
- муниципальный -1
1.5
Наличие призовых мест (1-3) на предмет­ных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика)нет-0
да:
- международный — 10
- всероссийский — 6
- окружной (УрФО) — 4
- областной — 3
- муниципальный -1
2
Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам
2.1
Процент учащихся, вовлеченных во вне­урочную деятельность по предмету
  • нет-0
  • до 25% — 1
  • 25-35% — 2
  • 36-45% — 3
  • 46-55% — 4
  • свыше 55% — 5
2.2
Участие в конкурсных мероприятиях раз­личного уровня (из расчета за каждого ученика)нет-0
да:
- международный — 10
- всероссийский — 6
- окружной (УрФО) — 4
- областной — 3
- муниципальный — 1
2.3
Наличие призовых мест (1-3) в конкурсных
мероприятиях различного уровня
нет-0
да:
- международный- 10
- всероссийский — 6
- окружной (УрФО) — 4
- областной — 3
- муниципальный — 1
3
Обобщение и распространение co6ственного педагогического опыта
3.1
Наличие собственных методических разработок (программ, методик, технологий, дидактических (диагностических) средств и др.), утвержденных на различном уровневсероссийский — 5
областной — 3
муниципальный — 2
школьный -1
нет- 0
3.2.
Руководство методической работой (методическим объединением, творческой группой, школой педагогического опыта, педагогической мастерской и др.) различного
уровня
всероссийский — 5
областной — 3
муниципальный — 2
школьный — 1
нет- 0
3.3.
Распространение   опыта   на   различных уровнях: выступление на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, проведение мастер-классов и др.всероссийский -5
областной — 2
муниципальный — 1
нет-0
3.4.
Наличие публикаций в изданиях различного уровня (за каждую публикацию за последний год)всероссийский -5
областной — 3
муниципальный — 1
нет-0
4
Участие в профессиональных конкурсах
4.1
Участие в профессиональных конкурсах различного уровня за последние три годавсероссийский — 10
областной —5
муниципальный — 1
нет-0
4.2
Наличие призовых мест (1-3) в профессиональных конкурсахВсероссийский — 15
областной — 8
муниципальный — 4
нет-0
5
Квалификации и профессиональная переподготовка

5.1
Обучение на курсах повышения квалификации за последние 5 летда-1
нет-0
5.2
Наличие квалификационной категориив/к-3
1 кат.-2
2 кат. — 1
нет-0
молодой специалист с высшим образованием -1
5.3
Награды
любые награды — 2
6.
Участие в инновационной деятельности
школы за последние 5 лет
• Наличие утвержденной научно-исследовательской темы — 1 б.
• Творческий продукт по теме (стендовые урок, УМК, методрекомендации,   маетер-класс, авторские про­граммы, электронные пре­зентации  и  программные продукты)-1-5 б.
• Публикации по инноваци­онной работе — за каждую:
•   всероссийский-5
•   областной — 3
•   муниципальный – 1
•   нет — 0
Общая оценка
120
                                                                 СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Нормативно- правовая (НП)
1. Знает основные нормативные доку­менты, регламентирующие отноше­ния и работу с детьми (конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон образовании, Национальный проект «Образование», образова­тельная инициатива «Наша новая школа», стандарты 2004 года, стан­дарты 2 поколения, Устав школы и др)
7 6 5 4 3 2 1
Имеет достаточно общее представление о нормативных документах в области обра­зования
2. Демонстрирует понимание основных приоритетов развития образования Тюменской области в части:
- обеспечения доступного качествен­ного образования; — сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- воспитания и социализации лично­сти;
- информатизации образовательного процесса;
- доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе интегрированно­го обучения;
- выявления и организации работы с одаренными детьми
7 6 5 4 3 2 1
Имеет достаточно общее представление об основных направлениях развития обра­зования
3. Понимает цели и задачи обучения учащихся по предмету; ориентирует­ся в госстандартах, учебных планах и программах обучения
7 6 5 4 3 2 1
Имеет достаточно общее представление о государственных стандартах; слабо ори­ентируется в постановке целей и задач по предмету, в учебных планах и программах
Всего
21

Методологическая (М)
1.Владеет содержанием современных достижений науки и практики; имеет достаточно четкое представление о роли и месте использования этих зна­ний в обучении
7 6 5 4 3 2 1
Не может определить значение содержа­ния обучения по предмету для прагмати­ческих нужд обучающихся, затрудняется в установлении связей внутри предмета и с другими дисциплинами
2. Ориентируется на новые ценности образования, альтернативные систе­мы обучения и воспитания, знает принципа отбора содержания обра­зования и реализует их.
7 6 5 4 3 2 1
Не интересуется принципами альтерна­тивного образования, не стремится ис­пользовать передовой педагогический опыте своей практике
З.Владеет методологией исследования (умеет формулировать проблему, цель, объект, предмет, рабочую гипо­тезу, задачи исследования, достигать запланированных результатов)
7 6 5 4 3 2 1
Недостаточно владеет методологией исследования: затрудняется в определении проблемы и цели; в формулировании объ­екта и предмета исследования, гипотезы; определении задач исследования, плани­ровании ожидаемых результатов
4. Знает сущность компетентностного (деятелыюстного) подхода и использует его в практической работе.
7 6 5 4 3 2 1
Понимает суть компетентностного (деятельностного) подхода, но в практиче­ской деятельности редко использует компетентностные методы и формы обу­чения
5. Проявляет способность и готовность, обобщив результаты своего педаго­гического опыта, выступить на се­минаре, «круглом столе », научно-практической конференции, педсо­вете.
7 6 5 4 3 2 1
Недостаточно владеет методами обобще­ния педагогического опыта; не умеет пре­зентовать свой опыт
6. Знает предмет (ориентация в целях и задачах науки, оперирование науч­ной терминологией, ориентация в отборе содержания обучения на ос­нове научных данных, фактов, поня­тий, законов)
7 6 5 4 3 2 1
Знает содержание предмета, но отбирает содержание, ориентируясь только на зна­ния, не планирует отбор способов дея­тельности, формирование опыта творче­ской деятельности
7. Свободно ориентируется в современ­ных психолого-педагогических кон­цепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической дея­тельности
7 6 5 4 3 2 1
Строит свою педагогическую деятель­ность без учета современной концепции образования
8. Хорошо владеет навыками рефлек­сивного анализа педагогической деятельности и умеет корректиро­вать ее с учетом конкретной ситуа­ции. Рефлексию осуществляет по­стоянно и целенаправленно.
7 6 5 4 3 2 1
Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен устано­вить причины, их порождающие. Спосо­бен добиваться изменений в лучшую сто­рону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы
Всего
56

Психолого-педагогическая (ПП)
1. Знает психологические особенно­сти учащихся (ориентация в психо­логических особенностях школьни­ков и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения)
7 6 5 4 3 2 1
Имеет самые общие представления об особенностях психического развития де­тей различных возрастов
2. Умеет организовать работу с «труд­ными» и одаренными детьми на уроке, обеспечивает индивидуаль­ный подход в вопросах обучения, дифференцирует объем и сложность заданий
7 6 5 4 3 2 1
Практически не осуществляет индивиду­ального подхода к учащимся, изредка ис­пользует дополнительные внеурочные за­нятия с отстающими в обучении
3. Выявляет пробелы в знаниях и уме­ниях учащихся, определяет и реа­лизует индивидуальные траектории работы по ликвидации пробелов
7 6 5 4 3 2 1
Не использует в работе по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся индивидуальный подход
4. Владеет методами изучения про­цесса и результатов развития уча­щихся и использует их в воспита­тельных целях
7 6 5 4 3 2 1
Не ведет работу по изучению процесса и результатов развития учащихся и не ис­пользует их в воспитательных целях
Всего
28

Предметно-методическая (ПМ)
1 .Владеет методикой преподавания (ориентируется в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения уча­щихся; в новых методах и приемах обучения; в новых формах организа­ции обучения)
7 6 5 4 3 2 1
Проявляет однообразие в поурочном и тематическом планировании: не осуще­ствляет учета конкретных особенностей класса. Используются главным образом готовые планы и рекомендации
2. Использует в своей деятельности со­временные педагогические техноло­гии продуктивного, дифференциро­ванного обучения, реализует компетентностный подход, принципы раз­вивающего обучения
7 6 5 4 3 2 1
Использует только методические прие­мы из различных технологий
3.   Принимает систематическое уча­стие в инновационной деятельности
7 6 5 4 3 2 1
Не в системе включается в инноваци­онную деятельность
4. Использует здоровьесберегающие технологии в практической деятель­ности
7 6 5 4 3 2 1
Частично использует здоровьесбере­гающие технологии
5. Умеет использовать приемы педаго­гической техники при формировании ключевых компетенций учащихся
7 6 5 4 3 2 1
Не владеет приемами педагогической техники при формировании компетен­ций
6. Умеет устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе обучения
7 6 5 4 3 2 1
Не использует межпредметные и внутрипредметные связи в целях повышения качества обучения
7. Успешно организует самостоятель­ную работу на уроке и внеурочной дея­тельности
7 6 5 4 3 2 1
Организует самостоятельную работу, однако использует эти методы не целе­направленно, эпизодически как вспо­могательные
Всего
49

Информационная (И)
1. Владеет навыками работы с различ­ными электронными носителями ин­формации и периферийными устрой­ствами
7 6 5 4 3 2 1
В учебной работе опирается только на традиционные способы представления информации (доска, плакат и т.п.), об­ращение к электронным средствам и но­сителям носит эпизодический характер
2. Работает в программах: Word (создание электронных докумен­тов), Excel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм), Power Point (создание презентаций).
7 6 5 4 3 2 1
Имеет представление об указанных про­граммах, но работает в данных про­граммах редко, от случая к случаю.
3. Работает в сети Интернет с электрон­ной почтой, осуществляет поиск ин­формации в сети, работает с образова­тельными Интернет-ресурсами
7 6 5 4 3 2 1
Отсутствуют навыки работы в сети Ин­тернет с электронной почтой, поиска информации в сети, работы с образова­тельными Интернет-ресурсами
4. Осуществляет информационно-технологическое обеспечение и веде­ние урока с использованием мульти­медийного оборудования.
7 6 5 4 3 2 1
Слабо владеет компьютерной техникой, хаотично использует мультимедийное оборудование
5. Работает в информационной системе школы, осуществляет ведение инфор­мационного сайта
7 6 5 4 3 2 1
Отсутствуют навыки работы в инфор­мационной системе школы, не осущест­вляет ведение информационного банка
6. Умеет осуществлять оптимальный вы­бор информационных технологий и электронных ресурсов на различных этапах учебного процесса в соответст­вии с поставленными задачами (отбор содержания и построения логической структуры урока, определение опти­мального количества и содержания электронных средств обучения с учё­том дифференциации учебного про­цесса, выбор форм мониторинга ре­зультатов, контроля и самоконтроля знаний, обратной связи, обработки результатов и др.)
7 6 5 4 3 2 1
Нерационально осуществляет выбор информационных технологий и электронных ресурсов
7. Владеет методами формирования ин­формационной компетенции учащихся
7 6 5 4 3 2 1
Слабо владеет методами формирования информационной компетенции учащих­ся
8. Владеет дистанционными формами обучения с учётом различных категорий учащихся
7 6 5 4 3 2 1
Слабо владеет дистанционными форма­ми обучения с учетом различных категорий учащихся
9. Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области
7 6 5 4 3 2 1
Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по сво­ей предметной области, но использует
нерегулярно
10. Использует систематически информа­ционные технологии и электронные во внеурочной деятельности.
7 6 5 4 3 2 1
Редко использует информационные технологии и электронные ресурсы во внеурочной деятельности.
Всего
70

Итого
224


Квалификационные характеристики


Что такое ИКТ-компетентность учителя


Модель ИКТ — компетентности педагога

Профессиональный стандарт учителя в области ИКТ

Комментариев нет:

Отправить комментарий