Нижеследующая информация приведена только в
ознакомительных целях.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В
современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки
зрения речи детей: говоруны
и молчуны.
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к
окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов
и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше,
чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка
требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу
без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому
родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако,
если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Итак логопед поставил вашему
малышу диагноз.
Что же он обозначает.
Что же он обозначает.
Дислалия -
это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия -
нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих
речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной
иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия -
это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого
аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание -
нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого
аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
- речь
окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
- нужно
ограничить контакты малыша с заикающимися;
- не
допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
- избегайте
психических и физических травм (особенно головы);
- не
перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
- не
опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
- не
запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
- не
оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте
ребенка;
Алалия -
это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено
недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного
мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм -
прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Особенности:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский
аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в
свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют
элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
Особенности:
- дети
легко возбудимы и иногда агрессивны;
- часто
зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то
пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за
внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи;
например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной
упаковки;
- с
первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к
матери;
- для
таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют
необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного
стола, но совершенно не бояться собак и высоты;
Общее
недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики,
грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
- более
позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
- речь
недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
- ребёнок,
понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои
мысли;
- речь
детей с ОНР является малопонятной;
Выделяют три уровня
речевого развития, которые отражают типичное
состояние компонетов языка при ОНР:
1-ый уровень -
полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
Особенности:
- словарь
детей состоит из лепетных слов типа «ляля»,
«биби»;
- при
этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля»
- это и кукла и девочка);
- часто
названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать»
(спать) - кровать;
- такие
дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения
типа «дай»;
- многие
звуки не произносятся;
- сложные
слова сокращаются до простых: «аба»
(собака), «алет» (самолет);
2-й уровень
Особенности:
Особенности:
- достаточно
большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
- используемые
слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не
оформлены; например: «кадас ледит той»
(карандаш лежит на столе);
- нарушено
согласование слов; например: «иса безал»
(лиса бежала);
- в
сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например:
«лисипед» (велосипед);
3-й уровень:
характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в
развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных
речевых единиц.
Особенности:
Особенности:
- неправильное
употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы»
(стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
- упрощение
сложных предлогов: «из стола» (из-за
стола);
- словарный
запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например,
ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть,
переносица);
- неправильное
образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик»
(стульчик); относительных прилагательных: «стекловый»
(стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая
шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
- слоговая
структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов;
например: «милицанер» (милиционер);
- звуки
произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
- нарушен
звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние
звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);
Комментариев нет:
Отправить комментарий