На днях я разговаривала с одним очень успешным человеком. Он сказал, что из всех его школьных лет ему были нужны только первые три года. Ну, или четыре. Короче, те годы, когда его учили читать, считать и писать. На этом польза школьного образования была исчерпана, и вспомнить сейчас какие-то знания, полученные на уроках и пригодившиеся потом в его успешной жизни, он не в состоянии.
Правда, он помнит кое-какие не пригодившиеся знания. Например, логарифмические таблицы, предназначение которых ему неизвестно до сих пор, а также логарифмическую линейку, потому что приятно было гонять по ней рамку туда-сюда. Кроме того, эта линейка имела какие-то особые загнутые края, и их удобно было грызть на уроках. Вот, собственно, и все, что осталось у него в памяти из школьной математики.
Я предположила, что, может, это с техническими науками у него дело не шло, а с гуманитарными было лучше, и он сказал, что да, история ему нравилась. Поэтому когда выдавали новые учебники, он сразу прочитывал учебник истории. Но не весь, а выборочно — только сражения и битвы. Реформы пропускал, ничего там не понимая, а про битвы читал с удовольствием, рассматривал схемы, высыпал спички на стол, раскладывал их как дивизии и полки — короче, занимался историей с увлечением.
Я стала вспоминать, какие мне полезные знания дала школа, и поняла, что тоже не могу толком вспомнить ничего, кроме читать, писать и считать. Все остальное — какие-то всполохи, отрывки, фрагменты, непонятно к чему относящиеся. Какие-то сталкивающиеся тележки, хламиды, монады, круги кровообращения, производные, бесконечные треугольники, загадочные транспортиры... «Этим прибором вы можете определить расстояние между удаленными предметами с точностью до двух метров», — говорила учительница. Вероятно, моя жизнь сложилась исключительно неудачно, но никогда мне не приходилось определять расстояние между удаленными предметами с точностью до двух метров. И еще мне никогда не приходилось шить себе трусы. А в школе нас, между прочим, этому тоже учили. Мы полгода шили трусы, да.
Сейчас школьников трусам, слава богу, не учат. Но в том, что учителя пытаются в них запихнуть, все равно много лишнего. Того, что никогда им не пригодится. Время, мозги, энтузиазм и способности детей тратятся на совершенно ненужные им занятия. Зачем?
Сейчас, когда я уже знаю, что может понадобиться в жизни, а что — нет, мне это совершенно никак непонятно. Зачем впустую тратить школьные годы, когда можно их использовать для продуктивного развития? Например, серьезно заниматься спортом. Или изучать планирование военных операций. Придумывать компьютерные игры. Осваивать основы дизайна. Обучаться ухаживать за лошадьми. Пробовать стричь волосы, делать прически. Да многому можно учиться — даже в 11 или 12 лет.
У нас подобные знания и навыки считаются дополнительным образованием. Получать его можно в свободное от основного образования время и — с этого года — только за деньги. А должно-то быть наоборот. После четырех лет начальной школы дополнительное образование должно становиться основным и главным. А то, что сейчас называется основным, должно предоставляться только в той степени, какая необходима для его успешного освоения.
И тогда не будет вот этого ощущения бесцельно прожитых школьных лет и бесконечной тягомотины, ненужности того, что в тебя пихают, заталкивая уже буквально ногами.
Вы вот вспомните сами: многое вам пригодилось из того, чему вы научились в школе? Читать, считать, писать, а еще что? Грызть логарифмическую линейку?
Ну и стоило на это тратить десять или одиннадцать лет?
Источни: mk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий