Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Естественно, что дети с затруднениями в обучении письму осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребёнок не удовлетворены результатами учёбы.
В успешной адаптации этих детей к школе и при усвоении навыка письма особенно велика роль учителя. К сожалению, ни родители, ни педагоги общеобразовательных школ часто не имеют правильного представления о причинах, возникающих у ребёнка проблем, а потому и не могут оказать ему эффективной помощи. Дополнительные, иногда многочасовые «переписывания» заданий дома, бесконечные диктовки не только не дадут желаемого результата, но и навредят. Поэтому прежде чем заподозрить ребёнка в нежелании учиться, лени, разболтанности, необходимо выявить сущность имеющихся нарушений.
Педагогическая практика показывает, что на начальных этапах овладения грамотой первоклассники, да и учащиеся последующих классов, допускают такие ошибки, как пропуск гласных и согласных букв, пропуск сочетаний букв и слогов. Эти ошибки не являются нарушением собственно орфографических правил, но, всё же, искажая внешний вид слов, нарушают нормы письма и затрудняют чтение и понимание написанного, в то же время они устойчивы и широко распространены.
Остановимся на характеристике некоторых видов ошибок этого рода, встречающихся главным образом в письменных работах первоклассников, и отметим основные пути их предупреждения и устранения.
Пропуски гласных и согласных букв при списывании и в диктантах, выполняемых детьми во втором полугодии I класса, довольно разнообразны. Укажем некоторые из них.
1. Пропуски гласных букв о, а, у, ы, находящихся в сильной позиции (под ударением) например: гры –горы, тчка - тачка, трвка – травка, тетрди – тетради, грша - груша, крша – крыша.
2. Пропуски гласных букв о, а, находящихся в слабой позиции (в безударном положении): крандаш –карандаш, декбря – декабря, кньки – коньки, ктят – котят.
Произнося при письме слог как целое, ребёнок не воспринимает в нём самостоятельного гласного звука, а слышит его как призвук согласного, особенно если он не привык производить звуко-слоговой анализ слов. К тому же пропуски гласных в словах указанного типа могут быть объяснены неотчётливым их восприятием детьми на слух, неясным произнесением слов под влиянием редукции гласных.
В настоящее время доказана значительная роль речедвигательного анализа в организации письма. Восприятие слова начинается со слуха, необходимо услышать слово либо в своём, либо в чужом произношении. Затем ученик должен произнести (проговорить) слово (или про себя), после чего записать, проговаривая и проверяя записанное, т. е. регулируя своё письмо чётким произношением по слогам, ориентируясь на гласный и внимательно следя за движением пишущей руки.
Следовательно, при первоначальном обучении письму необходимо сочетать работу по слуховому анализу с работой над произношением учащихся и таким образом научить детей управлять процессом своего письма.
3. Пропуски гласных и, е, ё, ю, я, обозначающих мягкость предшествующей согласной как в безударном положении, так и в положении под ударением, например: тшина – тишина, птцы – птицы,ултка – улитка, дти – дети, оджда – одежда, на снгу – на снегу, замрзли – замёрзли, утг – утюг.
Указанные ошибки возникают вследствие того, что у учеников не образуется связь между мягкостью предшествующего согласного звука и гласными (и, е, ё, ю, я). При записи слов изолированно произносимые мягкие звуки представляются не нуждающимися в обозначении мягкости специальными буквами.
Пропуск гласных в словах объясняется и тем, что названия отдельных букв (бэ, вэ, гэ, дэ и т. п.) ассоциируются у ученика с отдельным слогом данного слова: ученик воспринимает слог как одну букву и переносит это своё восприятие на обозначение, на письмо. Например: блка – белка, дти – дети, лс – лес, нс – нёс, мл – мял.
4. Пропуск одной из согласных при их стечении: сонышко – солнышко, мата – марта, тетадь – тетрадь, мого – много, зея – змея, сётры – сёстры, ука – утка.
Иногда ученик пропускает не одну букву, а несколько или целый слог: кардаш – карандаш, козлёк – козлёнок, дикнт – диктант, бут – будут, пцы – птицы, снежи – снежинки. Такие ошибки встречаются у детей с недостатками речи и речевого слуха.
Ошибки на пропуск согласных при их стечении часто отмечаются у учащихся и при чтении. Поэтому на начальных этапах овладения навыками чтения и письма учителю и родителям следует больше работать над делением слов на слоги, следить за процессом письма, в частности за тем, как умеют дети соблюдать последовательность слогов в слове и букв в составе слога. Важно научить детей видеть слово целиком, упреждать последующие слоги и буквы в них.
5. Пропуск буквы й в конце и середине слов, например: белы – белый, воробе - воробей, зме – змей, мака – майка, яцо – яйцо.
В русском письме этой буквой обозначается особый согласный звук – «йот». У нас нет специальной буквы для обозначения этого звука, он передаётся буквой й (т. е. гласной буквой и со значком наверху, й – краткое), если стоит после гласной (змей, край, рой, синий, красный), образуя, таким образом, закрытый слог.
Недописывание буквы й после гласных объясняется природой самого звука, его краткостью: недаром букву называют «й краткое», а звук, обозначаемый этой буквой, в старых учебниках считали полугласным.
Кроме того, ученики не всегда умеют свободно отличать й от и и пишут и вместо й, опуская знак краткости. Поэтому рекомендуется проводить устные упражнения в различении звуков и и й (j) в словах и слогах, упражнения в анализе слов с буквой й и в написании их по слуху и произношению.
6. Пропуск ь после мягких согласных в конце слов и в середине слов перед твёрдыми согласными, например: сол – соль, кон – конь, палто – пальто, зорка – зорька, писмо – письмо.
Мягкий знак, как известно, особого звука не обозначает, он указывает лишь на мягкость предшествующего согласного звука, он – знак мягкости. Ошибки в пропуске ь как знака мягкости согласных объясняются тем, что учащиеся нечётко различают согласные по твёрдости и мягкости. Научить их различать согласные по твёрдости и мягкости можно, лишь опираясь на произношение, используя при этом иногда противопоставление слов и слогов, например: угол – уголь, уголки – угольки.
Иного характера пропуск букв ь (равно как и ъ) в случаях вроде бёт – бьёт, бют – бьют, ручи – ручьи, сест – съест. Здесь ь (ъ) является разделительным знаком, обозначающим, что между согласной и следующей гласной надо читать букву, подобную букве й: бйот, ручйи и т. д. Значит, здесь не та буква ь, которая указывает на мягкость предшествующего согласного (ср. пальто, зорька т. п.). Ученик, пишущий слова бьёт, бьют без ь, не ощущает ни на слух, ни в своём произношении раздельности между согласным и гласным.
При обнаружении ошибок указанного типа следует научить детей сопоставлять слова с разделительнымь и без него: льют – лют, польёт – полёт, семья – семя, Коля - колья, съел – сел и т. д. Дети сравнивают произношение таких пар и их написание и таким образом убеждаются в роли ь для чтения.
7. Пропуск согласных и гласных букв в конце слов (т, ть, л, у, я, е, и, а, о, ы), например: чисти – чистит, рисова – рисовать, к обед – к обеду, Мит – Митя, морозны – морозные, стал – стали, настал – настала, густ – густо, ходи – ходил.
На начальных этапах овладения письмом и чтением ошибки этого вида встречаются чаще всего. Они обусловлены несформированностью лексико – грамматической стороны речи у ребёнка.
Учитывая проявления и механизмы ошибок указанного вида, «работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:
- работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);
- формирование структуры предложений». (Р. И. Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» СПб., 1998, с.169). Развитие лексико - грамматического строя речи проводится в тесной связи с формированием фонематического анализа и синтеза.
При устранении рассмотренных выше ошибок работа над развитием грамматического строя речи проводится не только в устной, но и в письменной речи.
Перечисленные выше типы ошибок, связанных с пропуском букв на письме учащихся, связаны с неточностью слуховой дифференциации звуков, недоразвитием фонематического анализа и синтеза.
Для устранения указанных ошибок, прежде всего, необходимо обратить внимание на навыки чтения у тех учащихся, которые допускают многочисленные ошибки этого рода. Уровень навыков чтения влияет на состояние письма и правописания. А раз так, то первостепенная задача учителя и родителей – обратить внимание на формирование у детей умения правильно, по слогам и целыми словами, читать.
«Письменная речь (чтение и письмо) представляют собой модель устной речи. В письменном слове буквы следуют в той же последовательности, что и звуки в устной речи. В связи с этим важным условием нормального овладения процессом чтения является сформированность фонематического анализа структуры слова. Правильное, слитное чтение слога и слова предполагает умение анализировать звуковую структуру слога или слова. Прочитать слово – это значит представить соответствующее слово устной речи, зашифрованное буквами». (Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова «Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» СПб., 1997, с. 9)
При чтении ребёнок «переводит» зрительные образы в произносительные и слуховые, при письме же он, отправляясь от образов, которые даны ему через слух и произношение, «переводит» их в зрительно-моторные, т. е. звуковой облик слова принимает зрительный, буквенный вид.
Чтение и письмо – единый процесс обучения грамоте. Как при чтении, так и при письме сохраняется установка на слог, а в составе слога – на гласный звук, который является слогообразующим.
Пропуски букв могут быть обусловлены дефектами речи, речевого слуха. Учитель должен обратить на эти отклонения внимание родителей, настоять на необходимости обратиться к логопеду для своевременной диагностики нарушений и проведения коррекционной работы.
Во всех указанных случаях необходимо воспитывать у детей активное внимание к слову, к его звуковому, буквенному и слоговому составу, к его звучанию, произношению. Воспитывать привычку контролировать себя, предупреждать и исправлять свои ошибки, сличая написанное с образцами путём проговаривания слов.
Для устранения и предупреждения ошибок письма и чтения, рассмотренных выше, учитывая механизмы этих нарушений, рекомендуется «проводить систематическую работу в следующих направлениях:
- развитие слогового анализа и синтеза;
- формирование фонематического анализа и синтеза». (Р. И. Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» СПб., 1998, с.115)
Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков.
«В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления». (Р. И. Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» СПб., 1998, с.117)
Рекомендуются следующие задания:
1. Выделить гласный звук из слога, из слова.
2. Записать только гласные звуки слогов, слов.
3. Определить место гласного звука в слоге, слове. Показать соответствующую букву.
4. Прослушать слово. Определить количество гласных и слогов в слове. Начертить графическую схему слова. Вписать в схему гласные. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (мак, рука, роза, рыба, банан, капуста).
5. Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.
6. Придумать и записать слова по графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Записать в тетрадь.
8. Определить количество слогов в названных словах – поднять (записать) соответствующую цифру. Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и со стечением согласных.
9. Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки на односложные, двусложные и трёхсложные слова: трава, груша, книга, стол, лук, машина, помидор, картошка, тарелка.
10. Закончить слово. Например: зи__(ма), мо__(ре), руч__(ка), тет__(радь), мо__(роз).
11. Записать слова в тетрадь, деля их на слоги, подчеркнуть гласные. Например:
12. Назвать картинки. Составить из данных слогов названия картинок, записать их. Предметные картинки: мыши, сливы, кусты, школа, чашка, малина, молоко, корова, бабушка, картошка. Под картинками написаны вперемешку слоги, из которых состоят названия картинок.
В период обучения грамоте большое значение имеет умение учащимися определять ударный слог в словах, причём не только в двусложных, но и в более сложных. Это умение также важно при изучении одного из основных правил орфографии - правописание безударных гласных.
Наблюдения показывают, что наиболее распространёнными ошибками у первоклассников, в период обучения их грамоте, также является побуквенное чтение и письмо. Эти ошибки обусловлены несформированностью фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ предполагает как простые, так и сложные формы звукового анализа. Если ребёнок ещё в дошкольном возрасте не научился справляться с простейшими заданиями по анализу звукового состава слова (наличие или отсутствие звука в слове, определение места звука в слове), то он не сможет в отведённые школьной программой довольно короткие сроки овладеть полным звуковым анализом слов. А это значит, что он не сможет овладеть фонетическим принципом письма, одним из принципов русской орфографии.
Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.
Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению.
Рекомендуются следующие виды заданий:
1. Рассмотрите и назовите картинки. Посчитайте количество звуков в их названиях. Начертите звуковые схемы слов.
2. Рассмотрите и назовите картинку. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слово.
Предметные картинки: шар, сыр, мак, кот.
Под картинками столбики слов с пропущенными буквами.
ша. сы. ма. ко.
ш.р с.р м.к к.т
.ар .ыр .ак .от
3. Составьте слова из букв разрезной азбуки.
Предлагаются слова различной звуко-слоговой структуры, например: дом, мак, муха, кошка, марка, книга, волк, капуста и т. д.
4. Догадайтесь, какие получаются слова, если соединить данные буквы. Напишите эти слова.
р, о, т л, и, с, т т, о, р, т с, т, о, л с, т, в, о, л
м, о, х м, о, с, т к, у, с, т с, л, о, н с, т, р, о, й
5. Вставьте в слова пропущенные буквы. Спишите слова, деля их на слоги.
З.нтик, к.стик, т.гры, ш.пка, в.лка, кр.ны, н.сик, сл.вы, в.тка, тр.вка.
Часто сталкиваясь с такими ошибками, как пропуск букв, проводя работу по предупреждению и преодолению этих ошибок, учитель начинает понимать, какое большое значение имеет для обучения детей письму, для понимания звукового, буквенного и слогового состава слов раздел программы по русскому языку, носящий название «Звуки и буквы». Особенно большое значение этот раздел имеет для I класса.
Без овладения соответствующими умениями и навыками в этой области усвоение всех остальных разделов начального курса языка невозможно, поэтому на каждом уроке должно проводиться обучение произношению и «переводу» звукового состава слов в буквенный, и не только в I, но и во II, и III, IV классах при прохождении курса грамматики и орфографии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий